Удар по шарлатанам, или Тень на плетень?

Станислав Маслаков

Российские власти продолжают активно внедряться в сферы, которые до сих пор старательно обходили стороной. То сухой закон разрабатывают, то антитабачную концепцию. Теперь наконец взялись за разного рода магов и целителей. Госдума приняла в первом чтении поправки к Закону «О рекламе», запрещающие рекламу в СМИ оккультных и мистических услуг. А именно колдовства, шаманства, ворожбы, спиритизма, ясновидения и гадания.

Первая реакция на эту инициативу в обществе – в основном отрицательная. Мол, что вы трогаете несчастных бабок, зарабатывающих себе на кусок хлеба гаданием, или шаманов, которые кроме своего колдовства больше ничего и не умеют. Или вам реальных проблем не хватает? Страна на последнем издыхании, а они ерундой занимаются. Но даже сама по себе такая реакция – уже показатель того, что проблема весьма серьёзная. Взялись за неё, может, и несвоевременно. Лет двадцать назад надо было – когда после краха советской запретительной системы наш народ, вместо того чтобы строить современное демократическое общество, стал скатываться к средневековью. Веру в светлое будущее заменили суеверные бредни, а разной масти шарлатаны – наряду с другими паразитами – развили бурную деятельность.

Россия больна оккультизмом, и весьма тяжело. Если верить статистике, приведённой членом комитета Госдумы по охране здоровья Татьяной Яковлевой, каждый пятый россиянин обращался за помощью к гадалкам и целителям. Особенно впечатляют данные Российского онкологического научного центра. Половина всех онкобольных, узнав о своём недуге, идут за помощью не к врачам, а к знахарям. И только когда у них заканчиваются деньги, а исцеление, естественно, не приходит, они, отчаявшись, возвращаются в лоно традиционной медицины. Увы, статистика не говорит, сколько из них удалось бы спасти, не потеряй они время и средства на шарлатанов. 

Но до сих пор никакого укорота на целителей, наживающихся на чужом горе, не было. Люди предпочитают верить в платное чудо, нежели бороться за жизнь при помощи достижений не шибко авторитетной в наше время науки. «Нелепо лечить зубную боль взмахами крысиного хвостика возле щеки. А уж лечение раковых опухолей и СПИДа отварами да примочками просто преступно», – возмущается Яковлева. Увы, многие россияне с ней не согласны. Клиентов у колдунов и целителей хоть отбавляй, реклама их услуг пестрит почти в каждой газете.

Вот с этого и решили начать наши законодатели. После окончательно принятия поправок закон обяжет «Запретить рекламу оккультно-мистических услуг (в том числе колдовства, шаманства, ворожбы, спиритизма, ясновидения, гадания, магии и других) и лиц, их предоставляющих». Правда, с одним исключением. Такая реклама может появиться, если  маг-чародей предоставит специальный диплом государственного образца. Вот только что это за диплом и как он выглядит, пока неясно. Зато если после вступления поправок в силу СМИ попытаются публиковать рекламу целителя, а диплома у него не окажется, эти редакции будут платить штраф от 100 тыс. рублей до полумиллиона, а лично руководители – от 4  до 20 тыс. рублей. 

 

Обнадёживает то, что поправки приняты лишь в первом чтении. Возможно, что в окончательной редакции эти неясные моменты будут устранены. Лучше всего было бы попросту не делать никаких исключений. Ибо какой диплом, да ещё и государственного образца, может подтверждать право человека заниматься чародейством? Какие государственные институты его подтверждают? Каким стандартам они должны соответствовать? Или, не ровен час, в России появится магическое ведомство? Пока что диплом целителя выдаётся министерствами здравоохранения республик в составе РФ и органами управления здравоохранения субъектов федерации. Но лечение травами и припарками трудно сопоставлять с гаданием на таро, выкатыванием яйцом и избавлением от сглаза. Неясность формулировок сведёт все старания к нулю. Другое дело, если любую рекламу оккультного характера запретят полностью. Тут и правила ясны, и подход властей понятен. Не мешало бы запретить соответствующие программы на ТВ. Сейчас они укрепляют народную веру в средневековые бредни почище любой рекламы в газетах. Иначе новый закон окажется попросту неэффективен. 

И что крайне важно – на этих мерах стоит остановиться. Потому что одно дело – не помогать распространению всего этого мракобесия через «цивилизованные» институты. И совсем другое – вводить жёсткие запреты на такую деятельность. Умеет какая-нибудь бабка суставы вправлять – на здоровье. Может, у неё и впрямь талант от Бога? Пусть помогает людям. Сарафанное радио разнесёт о ней весть безо всякой рекламы. Даже какие-нибудь гадалки пусть занимаются своей богопротивной работой. Если общество здраво, если люди вменяемы, то они просто останутся без клиентов.

Конечно, неплохо бы проводить и контрпропаганду. Но как только представишь этих работников агитпропа в худших традициях застоя, только теперь в обнимку с батюшками – свят-свят! Пусть люди сами разбираются со своими представлениями о мироустройстве. Конечно, верить в двадцать первом веке в сглаз и ворожбу – нелепо. Если всё в массовом сознании нормально, то это остаётся уделом тёмных людей. Сейчас ситуация плачевна. В якобы «современной европейской столице» Москве, по данным РПЦ, клиентов шарлатанов, оказывающих оккультные услуги, не менее 800 тысяч. То есть каждый десятый. Подобной статистики по Ставрополю нет, но, боюсь, она окажется куда более плачевной.

 

Пока что основную работу по борьбе с мракобесием проводит как раз Православная церковь – закономерно, в общем, если учесть, что большинство суеверных наших сограждан считает себя очень православными – в церковь ходят, свечки ставят… Так что пусть проводят батюшки со своей паствой разъяснительную работу про «мерзость перед Господом» и «не верь всуе». Ну а государство должно сказать своё веское слово, запретить наглую рекламу мракобесия и… отойти в сторону. Потому что, сколько ни помогай больному организму (в данном случае – нашему обществу) лекарствами и припарками, выздоравливает он в итоге сам. Или помирает – это уж как получится.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов