«Униформа» для киосков

Лариса Денежная

Время разнузданной торговли, когда знаменитый ельцинский указ многие восприняли как абсолютную свободу по принципу «где хочу, там и стою, чем хочу – тем и торгую», закончилось. И, если раньше регионы устанавливали свои правила игры для многочисленных киосков и ларьков, появившихся чуть ли не в каждом переулке-закоулке, новый закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году, установил единые требования для организации мелкорозничной торговой сети на территории всей страны. Они касаются не только порядка размещения нестационарных торговых объектов, но и оптимизации их численности. В Ставрополе, как и в других городах России, реорганизация этой сети по новым правилам началась еще в прошлом году.

Главное нововведение – киоски и павильоны могут занимать место только в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов. А их количество определяется с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Разработку этой схемы закон возложил на органы местного самоуправления. При этом федеральное правительство утвердило порядок включения в нее киосков и павильонов, единый для всей страны.

Зачистка «нелегалов»

Нужно сказать, что эти самые нестационарные торговые объекты, они же временные архитектурные сооружения, всегда были притчей во языцех. Лидеры по нарушениям всяких правил — санитарных и пожарных, правил торговли и пр. В последние годы они вообще произвольно размножались, не спрашивая на это ни у кого разрешения и занимая землю без оформления необходимых документов. Если в 2008 году в Ставрополе насчитывалось 840 киосков и павильонов, то в 2010-м — уже 1046. Многие – «незаконнорожденные». Только на улице 50 лет ВЛКСМ к двум киосковым площадкам самовольно пристроили 27 ларьков. Это выяснилось во время инвентаризации объектов мелкой розницы, проведенной сотрудниками комитета муниципального заказа и торговли городской администрации. Причем многие киоски и павильоны, нигде не зарегистрированные как торговые объекты, давно не работали и стояли на улице, как выброшенная мебель, позабытые хозяевами. Владельцев этого «добра» разыскивать было сложнее всего.

Проведенная инвентаризация киосков и ларьков стала первым шагом по реорганизации мелкорозничной сети. Каждый объект взяли на карандаш, сфотографировали, создав городской фотобанк нестационарных торговых объектов. А когда сделали расчеты норматива минимальной обеспеченности населения торговыми площадями, выяснилось: в Ставрополе их не то что достаточное количество, но и даже избыточное. Городу вполне хватит 415 киосков и ларьков разной специализации – продуктовых, цветочных, печатной периодики, оказывающих бытовые услуги. Остальные нужно убрать.

— Сокращение киосков и павильонов – не самоцель, — говорит исполняющая обязанности руководителя комитета муниципального заказа и торговли городской администрации Галина Охмат. — Если брать ближайших соседей, то Ставрополь по обеспеченности торговыми площадями – а это 950 квадратных метров на 1000 жителей — превосходит такие крупные города, как Ростов-на-Дону, Краснодар, у которых этот показатель составляет 390 и 855. В последние годы в краевом центре открылось большое количество современных стационарных магазинов и торговых центров, которые и ассортиментом, и ценовой политикой стали более привлекательны для покупателей. Киоски и павильоны потеряли свою актуальность. Мало того, расположенные в непосредственной близости от магазинов, они дублируют ассортимент стационарной торговли, создавая тем самым нездоровую конкуренцию. Главная цель реорганизации мелкорозничной сети — оптимальное размещение объектов мелкой розницы, там, где они действительно необходимы, особенно в районах с неразвитой инфраструктурой. Киоски и павильоны должны дополнять, а не заменять стационарную сеть.

«Униформа» для киосков

Место под солнцем – через конкурс

По словам Галины Охмат, упорядочение объектов мелкорозничной торговли проходит поэтапно, по утвержденному графику. В 2011 году демонтировали чуть более 170 киосков и павильонов, не включенных в схему, в нынешнем — запланировали снести свыше 200. Сокращение идет за счет торговых объектов, установленных незаконно. Так что законопослушным владельцам киосков можно не беспокоиться. Однако право на размещение торгового объекта будет предоставляться только по конкурсу. Это еще одно нововведение. Конкурс призван обеспечить равные условия для ведения мелкорозничной торговли как юридическим лицам, так и предпринимателям. Чтобы попасть в схему, киоски и павильоны должны соответствовать не только всем требованиям, предъявляемым к этим объектам, но и иметь достойный внешний вид. Для создания единого архитектурного облика предприятий мелкой розницы разработаны эскизные проекты унифицированных форм торговых точек трех типоразмеров: малых, средних и больших. А модернизация этой сети предусматривает и благоустройство прилегающих к ним территорий.

Конкурсные процедуры планируется начать в мае. К 2014 году согласно схеме размещения новые киоски и павильоны займут свои законные места.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
"....Мало того, расположенные в непосредственной близости от магазинов, они дублируют ассортимент стационарной торговли, создавая тем самым нездоровую конкуренцию...." Аффтар ! Ты сам понял чего написал!!???
1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов