УНИКальный экзамен в школе №7

Ирина Боровлева

Такое вот высказывание, написанное «пушкинским» курсивом, висит у двери кабинета истории ставропольской школы №7, где ученики 9­х классов сдавали устный экзамен. Автор строк – учитель истории, молодой кандидат наук Галина Николаевна Каменева ­ призер краевого конкурса «Учитель года­2005», преподаватель СГПИ и одновременно классный руководитель 9 «Г» класса. Ее служение учительскому долгу вызывает восхищение. Совместно с научным руководителем профессором СГУ Николаем Дмитриевичем Судавцовым Галина Николаевна создала в 7­й школе УНИК – ученический научно­исследовательский коллектив «Патриот» ­ явление в современной школе действительно уникальное!

И экзамен был не совсем обычный, оснащенный по последнему слову технической модернизации школ: каждый реферат был высвечен на экране и представлен в виде обширной компьютерной программы или официального сайта, причем созданный самим учеником без помощи взрослых.

Члены УНИКа «Патриот» имеют доступ к работе с документами трех государственных архивов Ставрополья, школьники неоднократно встречались с консультантами краеведческого музея, участвовали в научно­практических конференциях, посещали исторические памятники, выставки и даже археологические раскопки, встречались с ветеранами, свидетелями событий Великой Отечественной войны. Все ребята – участники школьных и городских олимпиад, соревнований, их часто можно встретить во Дворце детского творчества на заседаниях Клуба любителей истории, который ведет
Н. Судавцов.

Ребята выбрали очень интересные темы для рефератов, к тому же важные для научного исследования региональных особенностей истории Ставрополья. У Александра Маевского тема: «Школы Ставрополья в годы Великой Отечественной войны» и у Марины Шубиной реферат на тему: «Вклад медиков в сохранение здоровья нации в годы Великой Отечественной войны» ­ представлены с обширным иллюстративным материалом, документами и могут быть использованы, как сказано в рецензии педагога Г.Н.Каменевой, при разработке уроков истории, спецкурсов, классных часов, общешкольных мероприятий, публикаций и т.д. У Анны Ельцовой тема реферата «И.В.Сталин» представлена как анализ–исследование роли в мировой истории личности вождя, даны его положительные и отрицательные черты. Ученица связала исследование с историей своего рода, она использовала материалы из собраний сочинений Ленина, Сталина, писателя Солженицына. Богатейший материал из 4­х параграфов, созданный ученицей, рекомендован для подготовки к семинарам, диспутам, конференциям.

Екатерина Голикова и Юлия Лашина выбрали в качестве объектов исследований археологические памятники: Татарское и Грушевское городища. Очень важные темы выбрали для детального исследования Олег Азиков «Кавказская война 1817 ­ 1864гг.» и Артем Еременко «История терского и кубанского казачества». Большой интерес вызывают и работы, посвященные истории Великой Отечественной войны. Это обширный реферат Евгения Подерягина «Герои­ставропольцы в годы войны. Их именами названы улицы Ставрополя». Он основан на изучении прессы, документов, архивных материалов, мемуаров. Яркая работа, как мультимедийная презентация исследования, у Альбины Омаровой ­ «Наука и культура Ставрополья в годы войны», здесь по­новому зазвучали имена поэтов, писателей, деятелей культуры. Мы увидели многочисленные открытки военной поры. С музыкальной заставки и полета голубей началась презентация реферата Юлии Кунь «Духовный подвиг женщин­матерей в годы Великой Отечественной»; с многочисленными архивными фотодокументами представлены на экране исследования Антона Козлова «Партизанское движение на Ставрополье» и Александра Аданьева «Молодежь Ставрополья в годы войны». Последняя работа уже опубликована. Она блестяще отражает боевую, трудовую и патриотическую деятельность молодежи, насыщена частными примерами из жизни студенчества, рабочей молодежи, партизанского движения молодых и, конечно, заслуживает дальнейшей популяризации.

В завершении экзамена с похвальным словом выступила директор школы Ольга Сергеевна Попцова. «У меня сегодня день простого директорского счастья – сплошные экзамены. Но то, что я видела здесь, ­ такую глубину исследований и высоту в техническом исполнении рефератов, ­ дает мне право гордиться своими учениками и учителями, такими как Галина Николаевна. Вы на шаг впереди всех, и я желаю вам таких же сияющих вершин в дальнейшем». И она поделилась секретом, что все работы ребят будут выпущены отдельным сборником и с ними можно будет ознакомиться на школьном сайте. Ребята выслушали похвалу сдержанно, выстроившись у стенда, где над их головами ясно виднелась начертанная их учительницей последняя строчка: «…Вот истинное проявление патриотизма. Ты ­ патриот?». И вместо вопросительного знака хотелось поставить сразу три восклицательных.

Елена Никифорова.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление