Успех начинается с меня!

Лариса Ракитянская
В начале августа в МОУ СОШ № 4 г.Ставрополя получили радостное известие: школа одержала победу во Всероссийском открытом конкурсе "Педагогические инновации-2005". Диплом лауреата конкурса 1-й степени вручен директору Марине Сурковой и преподавателю истории и обществознания, зам.директора школы по научно-методической работе Вере Лесных. Награда присуждена за представленный на конкурс социальный проект "Гуманистическая школа социальной успешности".

Четвертая школа - одна из необычных в нашем городе: на будущий год она отметит свое 60-летие. Жизнь образовательного учреждения тесно связана с историей: нижняя часть Ставрополя, частный сектор постройки позапрошлого века, есть дворы-трущобы. В районе проживает множество мигрантов, да и коренные жители - не самые богатые люди. И рядом - центральный проспект, где немало культурных, развлекательных, торговых заведений, поликлиники, две спортивные школы, исторические памятники, музеи.

Здание школы было построено 155 лет назад. С тех пор здесь сохранилась какая-то особая аура, ведь раньше в здании располагалось духовное училище. А в советское время - детский дом, ремесленное училище, железнодорожная школа, до Второй мировой - военный госпиталь. Во время отступления немцы взорвали здание, и только в 1946 году оно было восстановлено и стало школой...

Сейчас в школе 625 учащихся. Половина из них - дети из малообеспеченных семей, у 314 ребят - неустойчивая психика. Это - далеко не все данные социального паспорта школы, но полная его характеристика и позволила педколлективу наладить оптимальное взаимодействие "школы с социумом", как принято по-научному говорить...

Так часто бывает: пришел в школу новый директор, и все завертелось по-новому. Именно инициатива директора - Марины Алексеевны Сурковой - стала двигателем к участию в самых разнообразных конкурсах и грантах. Нынче школе надо шевелиться, чтобы работать на собственный имидж, привлекать учеников. Ведь не секрет, что реформы в образовании повлекли усиление конкуренции среди школ - теперь нужно бороться за каждого ученика, давая ему не только отличные знания, но и возможность будущего успеха в жизни. Не всякой школе это удается, чего уж греха таить...

- Мы решили создать единую целостную систему, - говорит зам.директора школы Вера Лесных. - В этом нам помогали ученые: мы заключили договор о творческом сотрудничестве с Северо-Кавказским социальным институтом (ректор Е.Н.Шиянов). Это тот человек, который не просто имеет опыт такой работы - он создал в крае и регионе целую научную школу. А вот слова "социальная успешность" - это собственное изобретение педколлектива. Ученые только подсказали, что в этом деле нужен комплексный подход. Кажется, нам удалось выстроить эту систему: позволить каждому ребенку - и отличнику, и хорошисту, и середнячку - проявить себя и реализоваться как личности. Для этого мы создали детское общественное движение "Здесь будет город Экострой" в форме самоуправления. Провели выборы детского "мэра", причем с соблюдением правил "вертикали власти" - сначала выбиралась детская городская администрация, Дума, администрация в классах. Потом придумали вместе с детьми систему 10-балльной рейтинговой оценки.

Ежемесячно подводили итоги, а по результатам каждой четверти награждали победителей. Экскурсия - за первое место, за второе - большой пирог, который пекли в школьной столовой, за третье - поход в кино. Просили помощи и у родителей: детей ведь как-то надо поощрять, а на это нужны деньги!

Нашим детям понравилось соревноваться. Мы это поняли по табло, которое вывешивали после каждого рейда. К примеру, по проверке школьной формы. За месяц накапливалась достоверная информация. А почему мы так много внимания уделяли внешней стороне? Да ведь и так давно все ясно: от вида школьника зависит его внутреннее состояние, отношение к себе, отношение к нему других. Такие установки закладываются именно в школьные годы.

В организации детского самоуправления ребята предлагали собственные идеи: к примеру, они хотят иметь разнообразный досуг. Как добиться этого? Привлекли студентов, организовали лабораторию студенческой диагностики: на практику приходили студенты социально-психологического факультета Северо-Кавказского социального института. Они нам помогли провести диагностические исследования и полностью их обработать. В чем тут трудность? Да в объеме работы: одному психологу трудно сразу исследовать 220 детей, а с помощью студентов мы это легко сделали! По сути, получился второй социальный блок, представленный на конкурс.

- По-особому подошли мы и к организации работы групп продленного дня, - продолжает Вера Николаевна. - Такие есть во всех школах, но мы предложили разделить этот блок по направлениям, по увлечениям. Поставили себе задачу: детей должен вести не уставший после уроков педагог, а воспитатель группы продленного дня, который бы за это отвечал. Добились, чтобы группы продленного дня работали до пяти часов. Родителям это удобно: можно забрать своего первоклассника как из детского сада. Папа и мама будут очень спокойно чувствовать себя на работе, зная, что ребенок до пяти часов накормлен обедом и полдником, и с ним позанимаются, поиграют.

В четвертой школе работают 11 коррекционных классов - для детей, у которых есть проблемы в обучении. Работают они со второго по девятый класс: то есть цепочка полностью выстроена. Для ребят созданы свои группы продленного дня. Только называются они свободными классами. Опыт взят из московской школы, и в четвертой он уже оправдал себя. Во-первых, педагоги стали участвовать в незримом рейтинге, ведь ведут эти группы все без исключения предметники по неделям. Это как бы и форма "подтяжки детей"...

Победа в конкурсе инноваций стала возможной и благодаря особой заботе администрации школы о педагогах. Их культурный и профессиональный рост происходит благодаря работе городской экспериментальной площадки по теме "Акмеологическое развитие педагога-профессионала...". Учитель, считают в четвертой школе, обязательно должен быть авторитетным, вызывать доверие учеников. Это качество не купишь, только заработаешь - терпением, добротой, высокими профессиональными качествами...

Материалы гуманистического проекта, победившего в конкурсе, - это целая книга о жизни школы, четыре главы плюс раздел с фотографиями, рисунками, диаграммами. Но научный совет Всероссийского конкурса тоже ведь оценивал работу школы не по внешней, "представительной", стороне: специалисты знают, что чего стоит на деле, а не на бумаге. Да и детвора четвертой школы такое высокое поощрение за свои усилия наверняка примет как должное - они-то вместе с учителями еще лучше знают, каково это было - самим управлять собственной жизнью, учиться быть нужными - сейчас и завтра. И каждый из них говорит себе: успех начинается с меня!

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов