Увлечение памятниками: «за» и «против»

Лариса Ракитянская

Четыре года назад из уст губернатора Ставропольского края Александра Черногорова впервые прозвучала мысль о том, чтобы в нашем крае появился памятник Первой учительнице. Идею тогда все восприняли с энтузиазмом: правильно, мол, давно пора. Общественность в лице известных в крае людей ­ Героя Социалистического Труда, заслуженного учителя РФ О. Гуцевой, заслуженного военного летчика СССР, председателя краевой общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Н. Голодникова, заслуженного работника культуры В. Госданкера, заслуженного художника РФ П. Гречишкина и других – обратилась тогда с призывом собирать всем миром средства на это благое дело. СМИ публиковали банковские реквизиты для перечисления средств и телефоны министерства образования СК. Потом писали про конкурс скульпторов, про то, кто же победил, печатали фотографии эскизных «наметок» будущего памятника…

И вот свершилось: в сентябре «Вечерке» дал интервью губернатор края А. Черногоров. Он сказал: «Как вы знаете, по инициативе родительской и педагогической общественности, в знак признания государственной значимости педагогического труда правительство края приняло решение установить на Ставрополье памятник Первой учительнице. По­моему, для этого выбрано очень хорошее место в центре города, рядом со зданием Ставропольского государственного университета. Памятник будет открыт в канун Дня учителя и станет олицетворением бескорыстного служения учительства края делу просвещения и воспитания юных граждан России».

Воспитательный момент

А деньги на памятник собирали и дети. Последний всплеск активности такого финансирования был инициирован минобразования края, когда в марте этого года был направлен соответствующий циркуляр руководителям образовательных учреждений для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цитата из этого документа:

«Министерство образования Ставропольского края предлагает Вам в рамках реализации воспитательных программ с воспитанниками детских домов провести аукционы, выставки­распродажи детских поделок, организовать труд воспитанников через центры занятости, и заработанные средства перечислить в фонд изготовления памятника Первой учительницы.

В срок до 1 июня 2006 года информировать минобразования края о проделанной работе и сумме средств, заработанной детьми и перечисленной в фонд изготовления памятника Первой учительницы».

А весной «Вечерка» писала, что в Ставропольском центре эстетического воспитания детей им. Ю. А. Гагарина прошла краевая выставка­ярмарка детских творческих работ. В ней приняли участие 15 территорий края, 39 общеобразовательных школ нашего города, учреждения дополнительного образования. Выставка продемонстрировала около 1500 экспонатов декоративно­прикладного и технического творчества, учащиеся учреждений профессионального образования привезли в Ставрополь выращенные своими руками саженцы плодовых деревьев, кусты роз, семена цветов.

Выставка­ярмарка порадовала организаторов денежной выручкой в 50 тысяч рублей. Эти средства пошли в фонд строительства памятника Первой учительнице…

«Первая» –
не первая

«Мода» на памятники Первой учительнице Россию «накрыла» с 2000 года.

В российском городке Новоузино, что между Волгой и Уралом, такой памятник поставили в 2001 году.

В сентябре того же года подобный проект был инициирован в Майкопе. Есть, кажется, и в Волгограде, и в Челябинске такие монументы. А в Саратове красуется не только памятник Первой учительнице: в непосредственной близости от него открыта Доска почета работников образования Саратовской области.

В Житомирском государственном университете лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз недавно открыл памятник Первой учительнице.

Есть и другие адреса – наверняка…

Памятник – категория деликатная…

На кого будет похожа наша первая учительница? Ответ на этот вопрос искала ученица 1­й школы г. Ставрополя Кира Свинцицкая. Вот что она пишет:

«Ее представляют по­разному. Первоклашки на вопрос о первой учительнице говорят о своей «второй маме». Старшеклассникам видится молодая, красивая девушка в очках с букварем в руках. Учителя же считают, что прообразом должна стать пожилая учительница, имеющая большой опыт работы с детьми.

Уже 3 октября мы увидим «наш» вариант памятника. Но мнения учащихся и учителей одной из лучших и старейших школ города ­ МОУ СОШ № 1­ на этот счет разные.

Из 30 опрошенных учеников выпускного класса треть сочла создание такого памятника нужным. Остальные считают, что лучше бы установить памятник просто учительнице, не обязательно первой.

Завуч первой школы Клавдия Орлова полагает, что создание такого памятника, конечно, благое дело. И не важно, как он будет называться: памятником первой учительнице или памятником любимой учительнице химии, биологии, литературы…

По словам Клавдии Петровны, профессия учителя очень сложна. Ведь нужно не только знать свой предмет, но и уметь его преподнести ученикам, быть для них авторитетом, вызывать уважение. Сегодня в школы приходит все меньше молодых педагогов, так как работа эта ­ напряженная и изматывающая, но не слишком благодарная. Немногие задумываются об обратной стороне этой профессии, о том, что зачастую школьные учителя – одинокие женщины. Бывает, что, стараясь отдать лучшее ученикам, молодая учительница не находит времени для создания семьи. Нередко муж не выдерживает непрекращающейся проверки тетрадей и написания поурочных планов. Хороший учитель – это всегда самоотверженный человек, и хотелось бы, чтобы труд этих людей вознаграждался сполна.

Клавдия Петровна подчеркнула, что создание такого памятника ­ настолько тонкий вопрос, что осуществить его нужно красиво и интеллигентно, без лишней шумихи. Сделать так, чтобы это хорошее начинание не вызвало отрицательный резонанс в обществе. Было бы куда лучше провести несколько благотворительных марафонов для сбора средств на памятник, чем брать часть их из бюджета школ.

Руководство СОШ № 1 подходит к подбору учителей начальных классов с особой тщательностью. Ведь, как бы то ни было, роль первой учительницы в формировании личности ребенка особенно значима.

Одна из лучших учительниц начальных классов первой школы ­ Надежда Коломак. Она работает в образовании уже более 30 лет. Закончив факультет естественных наук, Надежда Семеновна обучала детей в Ставрополе химии и биологии, затем два года преподавала эти предметы на французском языке африканским студентам в Руанде (!). Но, вернувшись на родину, раз и навсегда поняла, что ее миссия – воспитывать самых маленьких школьников. На счету Надежды Семеновны семь выпусков, и многие из ее учеников ныне успешные и известные люди. Она считает, что создание памятника Первой учительнице в нашем городе необходимо, потому что именно она ведет за руку ребенка в большой мир, объясняя, что такое хорошо и что такое ­ плохо.

От того, насколько мудрым и грамотным педагогом окажется первый учитель, зависит в будущем отношение ребенка к своей учебе, к своему поведению, да и его самооценка. В начальных классах ребенок учится управлять самим собой и получает азы знаний. Не случайно, когда родители спрашивают, по каким критериям выбрать школу или класс для сына или дочери, психологи отвечают, что нужно выбирать учителя»…

Резко против – акушер!

В России профессиональных праздников – вагон и маленькая тележка. И в каждой отрасли есть свои герои. Поэтому размышления о памятнике Первой учительнице в контексте «единодушной поддержки» не разделяют многие. К примеру, Лидия Яковлевна Р. (имя­отчество изменены, первая буква фамилии – тоже, по просьбе читательницы. ­ Л. Р.), работающая в одном из лечебных учреждений нашего города, говорит:

­ Только что родившийся ребенок попадает в руки акушера: этот человек первым принимает новую жизнь. На нем такая ответственность! А какое мужество нужно иметь врачу­неонатологу, педиатру, вы знаете? Что­то не видно нигде ни одного памятника простому акушеру­гинекологу, врачу. Нет памятников дворникам, водителям, продавцам, комбайнерам, животноводам – все профессии не перечислить! Как нет и не будет памятника просто маме, выносившей, вынянчившей и воспитавшей дитя. Разве женщина­мать не заслуживает почтенного поклонения? А теперь представьте, сколько стране потребуется бронзы, мрамора, гранита, гипса – из чего там еще фигуры отливают? Давайте всем уж соорудим монументы, чтоб обидно не было!

Нет, учителя нашего надо чтить и уважать – все верно! Только вот зачем живых и теплых людей превращать в камень? Я думаю, в сердце каждого живет добрая память о первой учительнице. Так и должно быть по большому счету.



Последние новости

Все новости

Объявление