Уже не до лукавства

Елена Павлова

Официальная встреча руководителей национальных диаспор и общественных объединений, состоявшаяся в представительстве президента по инициативе главного федерального инспектора по Ставропольскому краю Александра Коробейникова, стала событием уже хотя бы потому, что состоялась. Практически каждый выступающий начинал свою речь с воспоминаний о почившем в бозе межэтническом совете при губернаторе и благодарности Александру Владимировичу за намерение такие встречи возродить. Национальный вопрос на Ставрополье стоит остро и давно.

<

Тем не менее тот же Александр Коробейников признает: долгое время проблема сглаживалась – а если нет четкого принципиального обозначения серьезности проблемы, не будет и принципиального ее решения. Если будем лукавить – будем проигрывать.

В настоящее время на территории края уже достаточно тех, кто играет против нас. Подтверждение тому – совершенные в крае убийства явно провокационного характера (расстрел учительской семьи в Нефтекумском районе и имама местной мечети в Кисловодске), бой в Тукуй­Мектебе (уничтоженная в этом селении банда готовила серию терактов на Ставрополье).

­ Руководство ФСБ России не исключает попыток организации терактов на стратегически важных объектах, – говорит А. Коробейников. – Деструктивные силы не собираются складывать оружие… Тайники с приличным арсеналом оружия находят уже в Ставрополе. Мы просим вашей поддержки и подчеркиваем значимость своевременного получения информации.

Александр Коробейников отметил, что необходимо вернуться к старым проверенным формам работы – встречам, совместным обсуждениям проблем. Особенно если это касается роста межэтнической напряженности. Замалчивание – не выход, считает федеральный инспектор. Он призвал вести аналитическую и профилактическую работу внутри самих диаспор. Особенно просил обратить внимание на так называемых «гастролеров», которые стали в последнее время перманентным источником конфликта. Ведь «гости» зачастую ведут себя оголтело и нагло – словно для них ни норм, ни правил, ни законов не существует. А возмущение населения, которое в этом случае вполне понятно, трансформируется в негатив не только к этим заезжим отморозкам, но и ко всем представителям данного этноса.

Его поддержал руководитель осетинской диаспоры Анзор Киргуев, напрочь отметя заезженный аргумент, которым у нас очень любят прикрываться – про то, что бандит не имеет национальности.

­ Это самый опасный довод, — сказал он. – Имеет бандит национальность, и пусть будет стыдно тому народу, который воспитал бандита! Если я узнаю, что кто­то из осетин плохо себя повел, у него времени на сборы немного будет. Сам не уедет – машиной отправлю во Владикавказ. Пусть родители его сначала воспитают, а потом куда­то отпускают.

Положительный пример решения проблемы при взаимодействии власти и диаспор привел руководитель комитета по делам национальностей, религии и казачеству правительства края Василий Шнюков. Краевое чечено­ингушское общество и его руководитель Рамзан Дадаханов провели по его просьбе разъяснительную работу с нарушителями общественного спокойствия в Андроповском районе, после чего те вместе с семьями покинули район.

Конечно, о полной и окончательной стабилизации говорить не приходится. Потому что мы, к сожалению, имеем дело не только с бытовым хулиганством на почве недовоспитания или недоразвитости, но и с тщательно спланированной экстремистской провокационной деятельностью. Тот же Рамзан Дадаханов заявил, что в крае работают «хабаши», а они хуже, чем ваххабиты… Судя по тому, что эта имеющая арабские корни экстремистская сеть даже в исламском мире получила второе название «сеятели смуты» и по тому, что она уже успела «посеять» в Крыму, где нашла много сторонников, с Рамзаном Дадашевичем трудно не согласиться.

Желающих сеять смуту в крае действительно достаточно. Причем с разных исходных позиций. Стравливание по национальному признаку идет с обеих сторон. Надо сказать, что некоторые представители федеральной власти вместе с рядом во всех смыслах далеких от Северного Кавказа центральных СМИ, усиленно вдалбливающие в общественное сознание «страшилку» про «русский фашизм», изрядно этому стравливанию помогают.

Председатель Союза славянских общественных организаций Владимир Нестеров подчеркнул, что подстрекателей и экстремистов в трех организациях, входящих в союз, нет. Таковые действуют извне, и целью их руководителей является в том числе и дискредитация славянских объединений. «Подстрекателей мы сами выявляем и практически уже представляем, кто за ними стоит», — сказал Владимир Валерьевич.

По окончании встречи мы поинтересовались у председателя Союза: кто?

Имен Владимир Валерьевич не назвал, но кое­что пояснил:

­ Когда речь идет о призывах «бей­спасай», о нападениях с обязательным пояснением, что мы вот из такой­то организации, тут действуют даже не скинхеды. За скинами мы тоже внимательно наблюдаем. «Под них» просто работают. Создают образ врага. Используют тут молодняк. А руководят им люди с опытом…

Что молодежь должна быть в центре национальной политики, говорили практически все выступающие. Вот и В. Нестеров рассказал о том, что ежедневно в арендуемом спортзале они тренируют до 200 подростков. Могут и больше, если будет где. Но вот на предлагаемый Союзом фестиваль «Молодецкие игры» у правительства средств не нашлось. С финансированием Дней славянской культуры – тоже вопрос.

Тем не менее на реализацию краевой программы «Гармонизация межнациональных отношений», как выяснилось, за несколько лет выделено 19 бюджетных миллионов. Вероятно, нужно больше. А. Коробейников сказал, что средства, наверное, можно изыскать, если национальный вопрос обозначить как приоритет.

Странно, что он до сих пор таковым не обозначен. И не только на Ставрополье, но и в России в целом. Участники подметили интересную вещь – государство у нас устроено по национально­территориальному признаку, но министерства национальностей (структуры, координирующей работу согласно этому признаку) не имеет. То бишь оно было (перманентно возникало), но за 14 лет девять раз пережило упразднение…

И вот на пятнадцатом году существования новой России у нас вдруг остро встал «русский вопрос». То есть, «вдруг» он острым оказался для первопрестольной, а на местном уровне он не раз заострялся до предела. Только нас в Москве не слышали. Вот когда цепная реакция пошла по стране: Кондопога, Сальск, Вольск, Самара, федеральные власти стали говорить о необходимости соблюдения прав коренного населения.

В общем­то, многое из того, что было сказано на встрече в представительстве президента, не раз звучало на заседаниях краевого Совбеза: о сокращении численности славянского населения края, об оттоке его из восточных районов, о смене этнобаланса и причинах этого процесса. Одна из причин – неравноправие. На встрече с представителями национальных диаспор Александр Коробейников привел еще один пример. В вузах Ставрополя учится немало молодых людей из соседних республик – по направлению республиканских же правительств. Далеко не каждый получил это направление благодаря отличию в учебе. И в вузе успехами совсем не блещет. Зато имеет место в общежитии, хотя чаще всего в нем вовсе не нуждается. В это же время обычный студент, которому очень нужно это место, не может его получить. Хотя учится лучше… Этот вопрос обсуждался с ректорами – те руками развели: обязаны, мол, имеющих направления из республик обеспечить общежитием.

­ А потом мы ищем, где корень зла зарыт, — завершил размышление А. Коробейников…

Действительно, пример не очень глобальный, зато очень показательный. И грустный…



Последние новости

Все новости

Объявление