«В черном квадрате»

.

Так называется полнометражный игровой фильм Владимира Чернявского, который можно было увидеть в Ставропольском доме культуры «Пионер» в конце прошедшей недели. Картина не имеет отношения к творчеству Казимира Малевича. Речь в ней идет о квадратных метрах как цели «черных риелторов».

Режиссер фильма «В черном квадрате» Владимир Чернявский (слева) и киновед Геннадий Хазанов.
Режиссер фильма «В черном квадрате» Владимир Чернявский (слева) и киновед Геннадий Хазанов.

Сначала немного об авторе – режиссере Владимире Чернявском. Это – «странный человек», занимающийся «странным делом» (снимать игровые фильмы на свои деньги в период рыночных отношений – занятие неблагодарное). А фильм о проблемах людей-инвалидов, их роли сыграли непрофессиональные актере из так называемой «страны глухих». Аллюзии к фильму Валерия Тодоровского возникли неслучайно. В ставропольской, непрофессиональной, но тем не менее талантливой ленте есть и драматическая, и комедийная составляющая, много криминала, но если у Тодоровского героини жили мечтой – накопить денег и уехать в сказочную «страну глухих», где царит добро и справедливость, то в ставропольском варианте добра и справедливости нет ни среди глухих, ни среди слышащих. Есть жестокое столкновение мафиозных кланов, промышляющих черным риелторством. Есть проблема, конфликт, несколько сюжетных линий, красивые натурные съемки. Но фильм получился по-хорошему любительский, искренний, обаятельный в своей непосредственности, получаешь впечатление как от живописи в стиле наивного искусства.

Еще Альфред Хичкок говорил: «Чтобы сделать великое кино, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Такого каркаса автору фильма не хватает, но Владимир работает над этим. Сегодня он один из слушателей Ставропольской школы кино. «Когда я начинал снимать, я еще не знал ни почерка Тарантино, ни техники написания киносценария, снимал на голом энтузиазме и интуиции», - говорит Владимир. Несмотря на это, картина стала заметным явлением в культурной жизни Ставрополя и ярким примером набирающего силу по всей России движения, которое получило название «региональное кино».

О современном феномене регионального кино мне удалось поговорить с одним из самых авторитетных и любимых российских сценаристов и режиссеров, обладателем «Оскара» Американской киноакадемии - Владимиром Меньшовым. «Я думаю, что региональное кино должно развиваться, – считает он. – Это какие-то новые миры, которые мы еще до конца не осознали. Сказать, что это второсортное кино, нельзя ни в коем случае, оно вполне может проявить себя ярко и неожиданно».

Впервые о региональном кино, как о самобытном явлении, заговорили сразу на нескольких международных фестивалях после победы картин, снятых в Якутии, а в прошлом году фильм якутских кинематографистов победил на «Кинотавре». Начиналось все так же, как и во многих других регионах России, так, как происходит сейчас и в Ставрополе. Обыкновенные люди просто ставили видеокамеры, и день за днем записывали свою нелегкую жизнь и жизнь своих соседей. Потом все это монтировалось, и в выходные дни в маленьких кинотеатрах они показывали мини-фильмы о себе, о своих проблемах. Получалась летопись о любви и изменах, о рождении детей и уходах родственников, про жадность, тоску, одиночество, жестокость и веру. Самобытные фильмы, снятые за "микроскопические" деньги, были достовернее столичных работ, на которые было потрачено в десятки раз больше. Вот так начался кинобум в отдельно взятой Республике Саха.

Какие-то параллели можно провести с тем, что происходит сейчас в Ставрополе. Сегодня можно говорить о том, что в краевой столице сформировалось собственное региональное кино. Сериал «Ставмэн», документальные и игровые фильмы Сергея Масальского, которые вышли на общероссийский фестивальный уровень, ленты Владимира Чернявского, наконец, возникновение Ставропольской школы кино - это свидетельства процесса, который набирает силу. Выход на экраны «большого кино» героев поначалу любительских сериалов «Каха» и «Реальные пацаны» - это тоже часть того же процесса. Можно с уверенностью сказать, что Ставрополь принимает достойное участие в развитии культурного пространства страны.

Марина РОМАШКО.

Читайте также: Ставропольские зрители увидели первую премьеру в обновленном здании краевого театра кукол

игровой фильм, Ставропольская школа кино, режиссер Владимир Чернявский, киновед Геннадий Хазанов, Дом культуры Пионер

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление