«В дефиците только один «народный» продукт – сало»

Лариса Денежная

На прошлой неделе на вопросы читателей по «прямой линии» отвечал руководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексей Ломанов. Тему общения мы обозначили животрепещущую   – цены на продукты питания, которые начали расти после введения ограничительных мер на ввоз продуктов в Россию в качестве ответных мер на санкции ряда стран.

Предваряя звонки читателей, на правах организаторов «прямой линии» мы задали руководителю комитета вопрос «общего» порядка:

– Алексей Алексеевич, знаем, что ваш комитет проводит мониторинг цен в магазинах и на рынках города. Сколько позиций входит в контролируемый перечень? Какая на сегодня ситуация с ценами?

– Начиная с 11 августа комитет проводит ежедневный оперативный мониторинг розничных цен на фиксированный набор из 40 наименований продовольственных товаров в 17 торговых объектах Ставрополя. По рынкам мы обобщаем сводную информацию еженедельно. Кроме того, на 1 число каждого месяца собираем сведения по ценам на продукты питания по 140 наименованиям, сложившимся на территории г. Ставрополя. Анализируем ситуацию с ценами и факторы, влияющие на их изменение. И я могу сказать, что факты необоснованного повышения розничных цен не выявлены. Есть сезонные колебания цен, сказывается и «продуктовое» эмбарго, прямо или косвенно.

Анализ показывает, что максимальный рост цен отмечается в тех торговых предприятиях, где цена на момент введения ограничительных мер была минимальной. Самые низкие цены сложились в магазинах федеральных сетей экономформата «Магнит», «Пятерочка».

По данным Ставропольстата, за период с 13 по 20 октября наибольшее повышение цен произошло на свежие овощи – на огурцы на 15,4 процента, на помидоры – на 13,3. Зато подешевели свинина и баранина, сосиски (сардельки) и вареная колбаса, подсолнечное масло и сахар, белокочанная капуста и яблоки. На последние – максимальное снижение, на 5,5 процента. А за время действия эмбарго (с 11 августа по 22 октября) самое существенное снижение цен произошло на подсолнечное масло – на 22 процента.

Первой в редакцию позвонила Валентина Герасимовна Скидан:

– Я живу в районе рынка «Чкаловский». Не ходячая, за мной ухаживает женщина. Сегодня она пошла за продуктами, 500 рублей взяла – и нет их. Мы в шоке. Помидоры на рынке – от 70 до 150 рублей. Такого в октябре еще не было. В «Пятерочке» грудка куриная  – 320 рублей за килограмм. Это ж насколько поднялись цены?! Уму непостижимо.

– Передо мной вот лежат сведения по торговым предприятиям. В «Пятерочке», что расположена рядом с вашим домом, томаты стоят 47 рублей 95 копеек и поставляются в магазины сети регулярно в соответствии с контрактом. Могу сказать и по городу. По информации Росстата, в Ставрополе на сегодня сложилась средняя цена на томаты 57 рублей 8 копеек. Есть и рыночные показатели. Вы должны понимать, что рынок всегда отличался как по качеству продукции, так и по ценам. Здесь есть возможность выбрать, получить продукт, которого нет в магазинах. Цены зависят и от спроса, и от географии поставок. Но у вас есть право выбора – покупать на рынке или в магазине.

На мясо птицы цена действительно изменилась. Отмечаем существенный рост – порядка 15–20 процентов. И это связано с тем, что не торговля повышает цены, не оптовое звено, а производитель птицы, потому что в производстве комбикормов используется импортное сырье – премиксы, белково-витаминные добавки, которые подорожали. У нас, к сожалению, нет своей технологии их производства. Наладить собственное в стране не так просто, на это уйдет время.

Среднегородская цена на куриное мясо по данным на 20 октября – 147 рублей за килограмм. Здесь учитываются цены и на тушку бройлера, и на отдельные его части – грудку, окорочка. Между магазинами есть колебания в стоимости, но это зависит от поставщиков, от даты поставки продукции.

– Было такое, что «коммерсанты» брали в «Пятерочке» груши, переходили через дорогу на рынок и продавали их уже по 120 рублей за кило…

– К сожалению, такое бывает. Сетевые магазины в соответствии с контрактом удерживают цены. А коммерсанты покупают здесь дешевую продукцию, выходят на рынок и продают ее как фермерскую, но уже дороже. У нас свободный рынок, нет фиксированных цен. А в магазине так уже не «поиграешься» – там есть поставщик, есть четкие цены и обязательства, ответственность сторон.

– Я сегодня была в мясном магазине. На свинину цена снизилась – 340 рублей за кило мякоти, а на говядину, наоборот, повысилась до 375. С чем это связано?

– Снижение цены обычно говорит о достаточных количествах продукции на потребительском рынке. На это влияют разные факторы, в том числе время отела животных, убоя и пр. В частных подворьях обычно свинья идет под нож осенью, когда «нагуляла» товарный вес, обросла жирком.

– Что происходит с ценами на сало? Стоит сейчас, как мясо. Пришла на Нижний рынок. Килограмм сала – 280 рублей. Когда такое было?! Стала возмущаться, а продавец сказала: мол, тогда берите старое по старой цене. Пришлось уйти без сала. Решила купить в другом месте. Потом увидела сало в мясном магазине, обрадовалась, что здесь оно стоит на 30 рублей меньше. В магазине «БАЦ», где я раньше покупала сало, его давно не привозят. Продавцы сказали, что уже год не получают. Значит, санкции и ограничения на импорт продуктов, о которых сейчас говорят, здесь ни при чем? Куда же делось сало?

– Сало «ушло» вместе со свиньями, которых «подкосила» африканская чума свиней. Это шутка, но в ней есть и доля истины. Чтобы вам была понятна ситуация, нужно знать структуру производства свинины в нашем крае. На свинофермах сейчас выращивают мясную породу животных для получения беконной свинины, в которой практически отсутствует сало. Именно такое мясо поступает в розничную сеть. А вот на частных подворьях как раз выращивают свинину с большим содержанием сала. Но поголовье в этом секторе резко сократилось. Причины этого разные, в том числе из-за африканской чумы свиней, когда приходилось уничтожать все поголовье. В результате этот «народный» продукт, хотя и не основной в меню горожан, оказался в дефиците. Его не хватает даже для производства колбасных изделий.

Закупочная цена на сало сейчас – 180 рублей за килограмм.

«Местного» сала нет. Поэтому даже для производства колбасных изделий его ввозят из других регионов. Сегодня сложилась такая ситуация, когда спрос на сало превышает предложение. А это чревато ростом цен. Но рынок не терпит пустоты. Эту нишу все равно рано или поздно заполнят.

– В связи с ответными мерами на санкции, есть ли дефицит каких-то продуктов и какой прогноз в связи с этим? Хочется знать, к чему готовиться.

– Пустых полок точно не будет. Доля импорта, которая попала под ограничения, на нашем рынке незначительная, а желающих занять «пустующую нишу» предостаточно. Заменить продукты, попавшие под эмбарго, внутренними поставками или ввозимыми из других стран – не проблема. Дублирующие каналы поставок у нас фактически сложились. Вместо норвежской семги мы получаем аргентинскую. Турция, Египет, Армения, Абхазия, Иран уже поставляют фрукты и овощи.

В СМИ было много «яблочного» шума в связи с волнениями фермеров в Польше. На самом деле эта страна – не единственный поставщик. И это наглядно демонстрируют прилавки. Кроме того, основные поставки этих фруктов традиционно идут из Кабардино-Балкарии, Краснодарского края. Поэтому Ставрополье – один из немногих регионов, которого не коснулся «яблочный» дефицит.

О своей готовности заменить «выпавшие из оборота» продукты заявили Белоруссия, Чили, Сербия, Бразилия, Эквадор, страны Латинской Америки и Аргентина. Белоруссия, например, готова взять на себя многие позиции. Наши соседи пообещали увеличить поставки мяса и цельного молока взамен финской продукции, «заменить» голландскую картошку и польские яблоки. Аргентина хочет поставлять мясо, Бразилия – «молочку» и мясо, Эквадор  – молочную продукцию.

Поставки продуктов в городе стабильные, без перебоев. Еще на начало введения ограничений на ввоз импортных продуктов мы собрали информацию по товарным запасам на складах и базах торговых предприятий. И уже тогда было ясно: имеющийся объем остатков продуктов, которых коснулось эмбарго, достаточный, что позволит выиграть время сетям для заключения новых контрактов с другими поставщиками. Реакция бизнеса на дефицит – молниеносная. Торговые предприятия быстро сориентировались и заключили новые контракты. Что касается рынков Ставрополя, то здесь присутствует в основном продукция местных производителей.

Вообще, наш сельскохозяйственный край – один из немногих регионов, которого по большому счету «продуктовое» эмбарго не коснулось. У нас есть и молоко, и хлеб, и мясо. Правда, своих внутренних объемов выращенного картофеля недостаточно. Но мы его ввозим из Дагестана, Центральной России.

– Сейчас осень, вроде бы поздние сорта яблок уже собрали. Но почему они дорогие? Самые дешевые, с детский кулачок, по 35 рублей. Остальные – от 50 и выше.

– По данным мониторинга, который проводит комитет, наоборот, идет снижение цены в связи с сезонными поставками продукции. Пошел массовый сбор яблок. По данным крайстата, средняя цена на эти фрукты – 53 рубля. В «Пятерочке» – 40 рублей. А минимальная – 34 рубля 80 копеек. Вообще, лучше всех отреагировали на конъюнктуру рынка торговые сети. У них довольно жесткая контрактная система. Они держат минимальные цены за счет внутренних резервов. Где нет товарных запасов, где отсутствуют контракты на перспективу, а это касается в основном небольших магазинов, там предприятия зависят от ежедневных условий. Повысили цену на рынке – и они тоже.

– Кто контролирует цены в городе и куда можно пожаловаться на их повышение?

– Для рассмотрения фактов необоснованного повышения цен в комитете муниципального заказа и торговли работает телефон «горячей линии». Если резко подорожали какие-то продукты, то жители могут сообщить об этом, позвонив по телефонам 23-06-54 и 22-15-73. Дополнительно начали работать «горячие линии» по телефонам 56-65-78, 94-01-33, 94-01-31. Контроль за ценами, установленными хозяйствующими субъектами, осуществляет также управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, которое находится по адресу: Ставрополь, ул. Ленина, 384, здание ЦНТИ, 3-й этаж (телефон для справок 35-51-19).

Некоторые читатели воспользовались возможностью получить напрямую ответы у руководителя комитета по другим вопросам, не связанным с темой «прямой линии». Старший дома по ул. Тухачевского, 5/2, Гусаченко Игорь Валерьевич рассказал о незаконной уличной торговле фруктами и раками в непосредственной близости к дому, что создает массу проблем. Жильцы обращались по этому поводу в УВД города, в городскую администрацию. Но сдвигов никаких.

Алексей Ломанов ответил:

– Ваш дом находится на пересечении 50 лет ВЛКСМ и Тухачевского. Так? Это место хорошо известно нам как место стихийной торговли. Чуть ли не ежедневно составляем протоколы. Ваше обращение примем к сведению, организуем проверку.

Руководитель комитета также не оставил без внимания и другие вопросы, на которые дал исчерпывающие ответы.

продукты, прямая линия

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление