В городе Грозном...

Наталья Буняева

Продолжение. Начало в № 173.

ХРАМ

Одним из первых в Грозном был восстановлен православный храм. Чеченец Мага мне рассказывал: «Да нас русские бабушки отмолили от бандитов!..» Он тогда с семьей, двумя русскими старушками, еще какими­то людьми парализованный лежал в подвале. «Приходят люди в масках. Кто такие? Что им надо? Бабушки чуть не в ноги им падали: это свои, он старик больной, смотрите… А мне, старику, едва за тридцать было… Пережили и это».

Храм в Грозном красивый, только икон в нем маловато. Да и священник бывает не каждый день: приезжает из какой­то станицы. А так за храмом присматривает русская женщина Тамара и пара российских солдатиков. Тамара все войны пережила в Грозном: «Знаешь, ездила в Минводы за пенсией. Ох… Посмотрю на тамошних старушек: сидят у чистеньких двориков, семечки лузгают, сплетничают… Какая же тоска меня брала, как я им завидовала! Но домой тянуло все время! Как же: я тут свою кровать спасала с перинами и покрывалами! Ничего кроме нее не осталось: как брошу?! Однажды приехала, а жилье мое разбомблено, все в стеклах, шифер, битый кирпич. А на кровати даже покрывало не смято: она тоже меня ждала. Вот так выгребала все потом, вот этими руками. Помогали соседи­чеченцы. А от голода спасали ребята из МЧС: кормили всех. И мы выстраивались в очередь за кашей: мужчины, женщины, дети, старики такие же, как и я. Теперь я при храме. Молюсь каждый день за всех. Становись рядом. Вот здесь за упокой всех родных, друзей и моих соседей, за солдатиков русских, которых всех еще и не нашли­то… Плачь, плачь… Тут все плачут…»

За беседой не заметили, как в храм вошли две чеченки. Подошли к столу со свечками… «А куда поставить?» ­ «Да вот, девочки, к Михаилу Архангелу, покровителю нашего храма…» ­ «Что, и чеченцы заходят?» ­ «Да заходят… Женщины в основном. Они уж и не знают, где правда?! Бог един!.. Вот и все, детка…»

В прошлом году, на Пасху, власти Грозного приглашали всех грозненцев, покинувших город и живущих ныне в других городах. Приехало множество людей, кто­то находил знакомых прямо в церкви, кто­то просто молился.

«Теперь вот решаем проблему с водой. Что­то тут напутали строители… Ну ничего, детка, Бог даст, все вернется. И мир будет!»

ВАЛЕНТИНА

Валя Дегтева из тех, кого смело можно назвать всеобщей мамой. Она и мне стала на эти пять дней мамой. Приносила бесконечную еду, а потом мы вместе жгли «пионерские костры» из антикомариных таблеток. Ходили по комнате, как два шамана, размахивая тлеющими кусочками синих бумажек. Уничтожили всех «террористов».

Разговоры, разговоры… «Я в МЧС работаю давно. Ой, здесь такие ребята! Сколько им пришлось пережить и вынести. И погибали ведь на этих проклятых минах». Валя из города не уходила, все эти пятнадцать лет жила, спасая то старенькую маму, то пару брошенных старушек, то рядом с чеченской семьей, их детьми… «А что? Подвалы у нас большие, места всем хватало. Если вдруг кто решится уехать, то всю «засолку» оставляет соседям. Вот это и ели в основном: раньше крутили­то много. А потом уже так, доедали… Бывало, что хлеба не видели по нескольку дней…»

Вообще интересно было наблюдать, как Валентина «гоняет» охранников. Вот парень­охранник, вооружен до зубов. Валентина (грозно): «Ильяс! Ты чай пил? А ну, давай иди, пока горячий… Слушай (это мне), я сейчас котлет министру принесу. Ты съешь хоть одну прямо при нем, вот за этим столом. Может, и он за компанию с тобой хоть что­то поест. Ходит голодным целый день. Прямо беда какая­то…» Сидим с Русланом Хусейновичем, жуем эти котлеты… А Валя рядом, зорко наблюдает, чтобы съели все. «А то же сейчас к Идрису поедешь. Там­то знают, что ты приедешь, но все­таки лучше перестраховаться и поесть дома». Вот примерно в этот момент у меня и возникло чувство «как дома». Если бы не «Сталинград» за стенами!

 

Продолжение следует.



Последние новости

Все новости

Объявление