В каждой шутке есть доля шутки

Сергей Гаврилюк

Юмор, как ни странно, под маской смеха прячет серьезное лицо

Ребят из шоу «У Микрофона» я помню ещё по университету. Они тогда играли в КВН, а я иногда случайно встречал некоторых из них на тусовках или у кого-нибудь в гостях. Студенты выросли, а любовь к веселью их не покинула. Парни собрали своё творческое объединение и теперь устраивают шоу и фестивали в Ставрополе. В интернете в качестве отдушины они создали группу «О'Кей, Ставрополь». Недавно я встретился с Антоном Прошиным, одним из ведущих шоу, поговорили о юморе, стендапах и комедиантах в Ставрополе.

О'Кей, Ставрополь
О'Кей, Ставрополь

- Антон, вы проводите шоу «У Микрофона», при этом же стали организаторами тату-фестиваля в городе. Так получается, «У Микрофона» - это не только шоу?

- Это объединение людей. Изначально оно занималось проведением юбилеев, торжеств, свадеб. Потом появилось юмористическое шоу «У Микрофона», которое собирало юмористов из Ставрополя и ближайших городов. Ну и помимо этого, да, провели тату-фестиваль. Работает объединение регулярно уже на протяжении двух лет, по одному мероприятию в месяц. Мы собираем людей, которые хотят делать что-то интересное в городе. Сейчас планы чуть меняются, шоу «У Микрофона» в привычном виде уже не будет существовать. Объединению уже исполняется два года, готовим мероприятие к празднику и новый проект.

- А как шоу выглядит в привычном виде?

- Концепция такая, что юмористы борются за главный денежный приз. Туда входят выступление со своим материалом, конкурс импровизации... Вообще начинали ребята без меня, я пришел позже.Победил на одном из таких шоу, и мне предложили выступать. Мы-то давно и до этого были знакомы, а тут вдруг я показываюсь со своей программой. С тех пор в «У Микрофона» на мне дизайн, соцсети, афиши. Мы вместе пишем сценарии, разрабатываем какие-то идеи.

- Чья изначально была идея создания объединения?

- Придумали всё Сергей Мясоедов и Борис Абгарян. Они были давно знакомы, вместе работали в лагерях пионервожатыми, занимались в КВН... У них появилась идея создать своё шоу, учитывая, что у них есть организаторский опыт. На тот момент ничего похожего в городе не было. Они провели несколько выпусков шоу без меня, потом я пришел туда со стендапами.

- А «О'Кей, Ставрополь» как появился?

- «О'Кей, Ставрополь» сначала назывался «Что гуглят в Ставрополе». Мы его создали на волне моды на подобные группы, когда показывают странные запросы из поисковиков. В общем, сделали такой же, только чисто про Ставрополь. В первоначальном виде он просуществовал полгода, но постепенно стал сдуваться.

- Ну я помню эту шутку, когда к нам «Градусы» приезжали. У вас вышло что-то вроде: «дочь сказала, что была под градусами, но запаха нет, что делать?»...

- Да, было дело (смеется). Но в городе не каждый день происходит куча всего необычного, да и стереотипы о Ставрополе постепенно стали исчерпываться. Все-таки одно дело — писать, что «гуглят» в России, тут поле для шуток неисчерпаемое, и совершенно другое — отдельный город. Постепенно темы исчерпываются, и ты уже начинаешь из пальца высасывать идиотские запросы для поисковиков. В итоге превратили его в «О'Кей, Ставрополь». Сергей, правда, стал своими делами заниматься, а группа осталась на мне.

О'Кей, Ставрополь
О'Кей, Ставрополь

- Что с наполнением сделали, если темы исчерпались?

- Сейчас чем в основном паблики занимаются? Новости, причем все подряд: перевернулся цементовоз, кто-то из окна выпал. В общем всё, чтобы забить ленту. Есть группы типа «Подслушано»: я люблю Машу, я люблю Петю, меня в магазине обматерили. Это своя ниша, прикольная. Некоторые крутые группы просто постепенно из интересного проекта превратились в банальный способ заработка. Понятно, все хотят на этом заработать, но можно же делать при этом классный продукт. В общем в наш паблик мы стали брать какие-то безумные новости города, авторские шутки, какие-нибудь прикольные заголовки из наших СМИ.

- Да-да, припоминаю, «Вечёрка» даже светилась у вас. Ты говоришь, что выступал со стендапами. Явление для России новое, много тех, кто пытается в этом направлении идти. Ты сам продолжаешь этим заниматься?

- Я сейчас больше занимаюсь организацией таких шоу, готовим с ребятами сценарии. Могу помочь резиденту подготовить номер, подсказать, какая шутка будет лучше, какая хуже, но сам не берусь. Для России стендап это в принципе явление довольно новое. Если сравнивать с Западом, можно сказать, что у нас появился вчера. Но из-за того, что им пытаются заняться всё, и у большинства это получается плохо, стендап приедается. Пропадает к нему интерес.

- Я как-то случайно попал на один такой вечер. Выступал какой-то паренек, шутил про дагестанцев и джедаев. Не оценил, честно говоря...

- В этом и проблема. Само слово «стендап» привлекает посетителей, сразу становится интересно прийти, послушать, как парень со сцены будет разносить последние новости или что-нибудь ещё. Только в итоге организаторы просто выпускают их на сцену, неподготовленных, неопытных, и больше не беспокоятся ни о чем. Почему мы и попытались повернуть это в правильное русло, сами помогали новичкам редактировать тексты, давали советы. Но менталитет такой, что у нас люди сразу пытаются превратить это в заработок.

- То есть сразу требуют деньги за выступление?

- Человек, допустим, пару раз выступил, его зовешь на шоу, а он спрашивает, сколько мы ему заплатим. Да нисколько, потому что платить ещё не за что! Изначально стендап — это импровизация. Она строилась так: выходил человек и просил публику задать ему ситуацию, например, королева Великобритании в общественном туалете. И задача комика — обыграть её. Это очень сложно. Мы у себя такие штуки делали. Например, вы — тренер футбольной команды, вам нужно мотивировать людей, а сзади на экране появляются случайные слова, и выступающий должен выполнить задание, используя эти слова. В итоге смешно получается у 2 из 10.

О'Кей, Ставрополь
О'Кей, Ставрополь

- Получается, одного сценария мало для хорошей шутки?

- Конечно. Даже если есть сценарий, в зале есть любители выкрикнуть тебе что-нибудь, их называют хеклерами. Таких надо уметь красиво затыкать со сцены. Они, собственно, для этого и вклиниваются в твое выступление. Просто послать его недостаточно. Нужно его же слова против него повернуть. Либо весь вечер потом не выпускать его из оборота. Но у нас скорее вместо хеклера просто какой-нибудь пьяный умник выпрется на сцену. Был как-то тип, который периодически выходил, выхватывал микрофон, говорил что-то вроде «Девчонки, ну давайте, рожайте» и уходил. И так несколько раз. Потом он докопался до кого-то из посетителей, тот брызнул в него перцовым баллончиком. В итоге пришлось шоу чуть раньше закончить, потому что находиться в зале было невозможно. В этом плане у нас люди себя по-деревенски ведут.

- Сам кого из известных комиков предпочитаешь?

- Есть мастодонты типа Джимми Карра, лучшего представитель черного юмора. Последнее его выступление было прекрасно. Сколько лет он этим занимается, хуже не становится. Понятно, классик Джордж Карлин, Тим Минчин. Стендаперы на ТНТ очень хорошие. Их же возят и к нам. Недавно был Сабуров, в сентябре приезжает Руслан Белый. Они все классные там. Правда, я перестал в какой-то момент постоянно за всем этим следить. Когда сам уходишь в это с головой, помогаешь с организацией, уже нет времени на все остальное.

- Не хотите тоже попробовать привезти кого-нибудь?

- Думали об этом, эта идея хороша, с коммерческой точки зрения, но уже есть организация, которая этим занимается. Поэтому мы просто делаем свое небольшое шоу в городе. Небольшое, но полноценное, с рубриками, приглашенными гостями. Понятно, что все это не суперкачественно, но выглядит интересно, похоже на шоу. Да и в Ставрополе, к сожалению, нет крутых стендаперов. Многие хотят, но не у всех получается. Тут надо много знать, много работать, много читать, следить за последними новостями. Шутка хороша своей актуальностью, злободневностью. Недаром в интернете старые анекдоты баянам называют. Потому что все уже слышали, все уже знают.

- Это ты мне выдал что-то вроде секрета для шутки?

- Да, если бы он существовал (смеется). Каждый по-разному строит выступление. Кто-то его выстраивает вокруг своей внешности, харизмы. Можно шутить про свою жизнь, свой опыт. Вообще комедия интересна тем, что она как бы балансирует между хорошим и плохим. Все строится на боли, жестокости, как ни странно. Классический пример — падение на банановой кожуре. Ты понимаешь, что человеку плохо, но не фатально, угрозы нет, при этом ему весело. Шутка и появляется на грани. Есть разговоры о том, что есть запретные темы для шуток, это ерунда. Можно шутить обо всем, только надо делать это качественно, не просто постебаться, а именно вывести это на высокий уровень, оставаясь в рамках шутки. Если тебе пофиг, побьют тебя после выступления или нет, можно шутить над чем угодно и как угодно. Но оно нам надо?

- Пожалуй, нет.

- Вообще самые крутые шутки — это несущие мораль. Например, выступает человек с длинным номером на сцене и выстраивает свои шутки так, что они вытекают одна из другой и приводят к некому заключению. Чем был хорош Карлин: он обличал все пороки, но делал это смешно, он шутил над войнами, над проблемами с оружием, наркотиками, при этом приводил к логическому выводу, показывал, что хорошо, а что плохо. Такие комики всегда будут востребованы, после их выступления ты выходишь и что-то новое для себя понял. Таких у нас и не хватает, а хотелось бы. Но тем не менее нужно всегда что-то делать, расти над собой, развиваться. Не сидеть же сложа руки.

юмор, У микрофона, мир увлечений

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление