В новый год — с новым раввином

Елена Павлова

 У каждого народа есть свои любимые праздники. Но в любви к Новому году солидарны, наверное, все. Празднуют, однако, по-разному и в разное время. 8 и 9 сентября Новый год отмечают евреи, так что поздравляем членов Ставропольской еврейской общины с праздником. Это уже смогли сделать представители других общественных национально-культурных, славянских и казачьих организаций, которых община пригласила встретить Новый год вместе (официальное торжество прошло чуть раньше времени).

Конечно, за столом все было согласно традициям. И яблоки с медом — чтобы жизнь была сладкой (это обязательное новогоднее пожелание), и баранья голова… Новый год — Рош-Ашана в переводе с иврита означает «голова года», что само по себе говорит об особом отношении к этому празднику. Голова и то, что в нее заложено, жизнь человека определяет, а Рош-Ашана — соответственно весь наступающий год. Посему, объясняет раввин Александр Нестеров, Новый год для евреев праздник, конечно, веселый, но и серьезный одновременно. Потому что он еще означает суд. В этот день Всевышний судит весь мир в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому к этому событию готовятся заранее, оценивают и анализируют свои поступки, продумывает то главное, что должны сделать в наступающем году. И от того, насколько он справедливый сам себе судия,  зависит, как сложится этот год. Поэтому от души веселятся в этот праздник добропорядочные евреи. Если человек искренен и справедлив в оценках собственных поступков, он уверен, что Всевышний пошлет ему в этом году благополучие. Чем не повод для радости.
На вопрос, как сам раввин оценивает свои поступки и решения уходящего года, Александр Нестеров рассмеялся — ну что же, я сам себя хвалить буду. Да, действительно, решение о переезде в Ставропольский край, думаю, было непростым. Ну по крайней мере ответственным. Край — сложный, многонациональный, многоконфессиональный. И сама община многое пережила — и раскол был, и предыдущий раввин, гражданин Канады, был выслан из страны. Естественно, волны таких потрясений распространяются обычно за пределы общины, а соответственно, ложатся не только в религиозную плоскость. Стабильность общественной жизни во многом зависит от спокойствия и порядка внутри общественных и религиозных организаций. Поэтому власть стремится к конструктивному сотрудничеству с духовенством, а духовные пастыри, в свою очередь, стремятся к конструктивному диалогу друг с другом. Решать проблемы и предотвращать конфликты так получается намного эффективнее. Конечно, очень многое в этом смысле зависит от личности духовного лидера.
Поэтому, особенно с учетом предыдущего печального опыта, вопрос, кто будет назначен раввином Ставрополья, волновал не только евреев. Конечно, хотелось, чтобы новый раввин был гражданином России. Александр Нестеров — гражданин, родился и вырос в Уфе. Семья была обычная — отец инженер по переработке нефти и газа, мама — преподаватель музыки. Отец, улыбается А. Нестеров, у меня русский, но нас с мамой поддерживает. Сын тоже было пошел по стопам отца, закончил факультет нефти и газа, но иудаизм, изучением которого увлекся лет в шестнадцать, стал смыслом жизни. По его словам, огромную роль в этом сыграли мама и дедушка, ветеран войны. Он первым начал посещать синагогу, хотя ему было уже за восемьдесят, когда она вновь открылась в Уфе. Иной раз подняться с постели заставляла потребность пойти на молитву. У деда тоже был человек, который его жизнь во многом перевернул. Это был военврач, еврей, который спас жизнь 20-летнего танкиста, комвзвода. И вот в освобожденном Киеве врач попросил своего недавнего пациента сходить на Бабий яр,  на место массового расстрела евреев. Страшное впечатление произвел на совсем еще молодого парня этот ров, ставший братской могилой. А спаситель там взял с него клятву жениться только на еврейке, чтобы не исчез после войны народ, который тысячами истребляли фашисты. И он дал эту клятву и выполнил ее. Так что своим жизненным выбором внук того танкиста рассказам деда обязан, его воспитанию.
Раввин Нестеров говорит, что решение приехать в Ставрополь было, конечно, сложным. В Москве в синагоге была уже практика, там, что касается уклада и инфраструктуры, все выстроено. Здесь все надо начинать с нуля. Но, признается он, покорили люди. Он приехал в Ставрополь на праздник Пейсах (еврейская Пасха) и понял, что люди здесь ему рады. Община ждет священнослужителя. В общем, ощутил, что он здесь нужен. Александр Нестеров рассказывает, те три месяца, что он находится в Ставрополе, были плодотворными — у него прошли встречи с губернатором Валерием Гаевским, прокурором края,Иваном Полуэктовым, председателем городской Думы Евгением Луценко, архиепископом Феофаном, муфтием Ставропольского края Махаммад хаджи Рахимовым. И вот накануне Нового года состоялась встреча с главой города Николаем Пальцевым. Как раз после нее мы и общались с раввином. По его словам, разговор получился хороший. Для того чтобы реализовывать планы и проекты, нужно помещение. По вопросу предоставления временных площадей мэр сразу связался с комитетом по управлению имуществом, затронут был также вопрос о перспективах передачи общине исторического здания синагоги. Раввин познакомил мэра с рядом планов и проектов — о создании воскресной школы, будущей газете общины, работе с молодежью (подготовке Макк-абиады — олимпиады, фестивале еврейской книги и других мероприятий). Супруга раввина уже организовала в общине женский клуб, где будут учить традициям и особенностям еврейской кухни. В общем, планов в наступающем году у молодого раввина края очень много.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление