В поликлинику – за группой… здоровья!

Наталья Ардалина

В рамках национального проекта «Здоровье» в Ставрополе, как и по всей стране, проходит дополнительная диспансеризация работающего населения в возрасте 35 – 55 лет. Прошло полгода с момента начала реализации этой федеральной программы. Каковы предварительные итоги диспансеризации? Есть ли проблемы в ее организации? Об этом и другом мы беседуем с главным врачом городской консультативно­диагностической поликлиники Владимиром КАРДАНОВЫМ.

­ Владимир Михайлович, поясните для начала, почему диспансеризация – «дополнительная»?

­ Многие, наверное, помнят, что в бытность СССР проходили регулярные медицинские осмотры. Таким образом осуществлялось наблюдение за состоянием здоровья населения. Кстати, это профилактическое направление системы отечественного здравоохранения считалось одним из самых главных его достижений, которое в свое время перенимали все страны соцлагеря. С развалом СССР важная составляющая медицины была утеряна. Правда, осталось диспансерное наблюдение отдельных групп больных – с заболеваниями сердечно­сосудистой системы, желудочно­кишечного тракта, онкопатологией и т.д. Все они стоят на учете у специалистов. В отличие от этой диспансеризации, которую проводят амбулаторно­поликлинические учреждения в отношении хронических больных, «дополнительная» впервые распространяется на здоровых граждан.

Диспансеризация будет проходить в два этапа. Сейчас обследуется работающее население бюджетной сферы. С октября диспансеризация коснется остального населения. Таким образом, у нас будет полная картина состояния здоровья работающих граждан. Это очень важно. Мы выясним структуру заболеваемости, а она отличается даже в пределах одного города, такого, как наш, в разрезе районов. И лечебные учреждения будут делать упор на развитие определенных служб – будь­то пульмонология или гастроэнтерология, кардиология.

В итоге же будет сформирован «паспорт здоровья» работающего населения всей страны указанного возраста с распределением по группам здоровья.

­ Назовите эти группы здоровья.

­ Их пять. I группа – практически здоровые граждане; II – здоровые, но имеющие факторы риска; III – пациенты, нуждающиеся в амбулаторном дообследовании и при показаниях – лечении; IV – пациенты, направляемые на стационарное дообследование и лечение; V­ нуждающиеся в дорогостоящей, высокотехнологичной медицинской помощи.

­ Какие первые результаты диспансеризации в вашей поликлинике?

­ Буквально накануне мы обсуждали предварительные итоги вместе с начмедом.

Они нас очень удивили. Мы, например, не ожидали, что окажется столько пациентов первой группы.

­ ???

­ Но факт есть факт. 23 процента прошедших диспансеризацию – практически здоровы. И это объективно. Есть кардиограмма, липидограмма, то есть показатель уровня холестерина в крови, ультразвуковые данные, заключения «узких» специалистов… Еще 45 процентам выставлена II группа здоровья. Если суммировать, то получим очень высокий процент относительно здоровых людей. Правда, многим рекомендована дополнительная консультация тех или иных специалистов.

­ Как вы объясните эти результаты?

­ Нужно учесть, что в возрасте 35 – 55 лет люди еще достаточно здоровы. К тому же нынешний контингент обследуемых – а это педагоги, медики, работники культуры и спорта – ведут здоровый образ жизни и заботятся о своем здоровье. Конечно, когда будет получена окончательная статистика, мы будем иметь более подробную картину.

­ Нынешняя диспансеризация – дело добровольное. Насколько активны пациенты?

­ Люди охотно идут в поликлинику. Ведь результаты обследования в первую очередь нужны им самим. Они понимают: чем раньше выявлена болезнь и начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. Во время диспансеризации, например, выявлен случай мастопатии, ишемической болезни сердца, о чем пациентки даже не подозревали.

Не скрою: задействован и административный ресурс. Руководителей муниципальных учреждений и предприятий обязали обеспечить явку их работников для прохождения диспансеризации. Они предоставили нам и списки сотрудников, по которым мы сейчас работаем. После обследования каждый работник предприятия получает справку о том, что прошел диспансеризацию. А мы имеем законченный случай, который включаем в реестр счетов для оплаты краевым фондом обязательного медицинского страхования, чтобы получить свои «законные» 500 рублей за пациента.

­ Как тратятся эти деньги?

­ 10 рублей идут на расходные материалы для исследований – пленку, реактивы и т.д., остальные – на зарплату специалистам: неврологу, хирургу, эндокринологу, офтальмологу, урологу или акушеру­гинекологу. Для врачей – это возможность получить прибавку к зарплате. И все­таки выделяемая сумма не учитывает всех реальных затрат. 10 рублей на исследования – крайне мало. При том, что выйти за пределы этого «лимита» мы не имеем права. Вот и выкручиваемся, как можем.

­ А сколько уже «законченных случаев»?

­ Пока 200, хотя проходит диспансеризацию 600 человек. Кому­то не хватает осмотра эндокринолога или УЗИ молочной железы. И здесь есть проблемы. Тот же эндокринолог, например, работает два дня в неделю. А пропускная способность аппарата УЗИ при нынешней нагрузке, связанной с диспансеризацией, невелика. Мы, правда, нашли выход. Выделили один день в неделю – субботу – только для УЗИ молочной железы. Думаем, дела теперь пойдут быстрее.

Вообще мы считаем, что возрастной ценз для дополнительной диспансеризации нужно расширить. Чем, например, хуже другие работающие, кому 32 или 56? Или у них нет болезней? Такие возрастные ограничения ущемляют права других работающих. Тем более что диспансеризация направлена на раннее выявление заболеваний и сохранение трудового потенциала.

­ Что бы вы пожелали тем, кто по каким­то причинам еще не прошел диспансеризацию?

­ Пусть приходят к нам за группой… здоровья! И лучше ­ первой!

Беседу вела Лариса ДЕНЕЖНАЯ.



Последние новости

Все новости

Объявление