В пробке

Михаил Василенко

Ничто так не объединяет россиян, как дороги. Пусть мы живем в убогих малогабаритках или в особняках площадью с полгектара. Влачим существование в пределах прожиточного минимума или ни в чем себе не отказываем. Проводим досуг на огородных шести сотках или в пятизвездочных отелях. Ездим в троллейбусах или роскошных авто. Пусть расслоились так, что все у нас разное и непересекающееся. Но только наши российские дороги – одни для всех, богатых и бедных, всесильных и незащищенных. Одни для всех ухабы, выбоины, пробки, правила движения, обочины.

Дорога демократична. На ней, как в бане, видно все. Ничего не спрятать, не утаить. Все пороки нашей жизни – на дорожном покрытии, словно на ладони.

Вот пробка на улице Артема пару дней назад. Машин набилось – от Дзержинского до Лермонтова. Но по встречке, что отведена общественному транспорту, навстречу этому транспорту прут иномарки с номерами ТТТ. Специальные начальственные номера. Будто яркая раскраска у ядовитых гусениц, означающая – не тронь меня, пожалеешь. И сотрудники ГИБДД, дежурящие на перекрестке, не трогают. Правила правилами, но зачем искать приключения на свои филейные части.

Помнится, на эту тему был зубодробильный сюжет по местному ТВ с грозным руководящим комментарием: положим конец нарушениям и злоупотреблениям. Не положили. А чего проще – замените для начала спецномера на самые обыкновенные, тем более что за этими номерами порой обнаруживаются личности, скажем так, не имеющие к власти прямого отношения. Беда только, что такое решение должны принимать как раз те, кто езду не по правилам уже привык считать своим правом или даже правилом.

А коли так, то правонарушения становятся признаком высокого статуса, престижа: я не такой, как все, я выше толпы, мне позволено. И мы себе даже не представляем, что за несоблюдение ПДД может быть наказан прокурор, или судья, или следователь, или крупный чиновник, или сотрудник полиции, или криминальный авторитет. Да любой, так сказать, уважаемый человек.

Видел однажды, как крутая иномарка с частными номерами, которая пересекла двойную сплошную и понеслась по встречной полосе, была остановлена постовым из ГИБДД. Неужели, подумал, восторжествует закон? Ничуть не бывало. За рулем иномарки оказался... тоже сотрудник ГИБДД, он остановился перекинуться с коллегой парой фраз. Надо ли удивляться, что на днях в Санкт-Петербурге молодой офицер-правоохранитель насмерть сбил на пешеходном переходе женщину с ребенком. По свидетельствам очевидцев, попавшим в СМИ, убийца ехал со скоростью около 200 километров в час. Кстати, после аварии он кинулся не к пострадавшим, а номера снимать со своей машины, чтобы не опознали.

Сейчас много говорят о преступных деяниях полицейских кадров. Те часто обижаются, очерняют, мол, а наша служба и опасна и трудна. Да кто ж спорит про службу. Но если взялся охранять закон и порядок, то с тебя особый спрос за их нарушения. Как за стяжательство с тех, кто проповедует бескорыстие.

Или вот еще о чем думаешь, едучи по нашим дорогам: борьба с избыточно тонированными стеклами машин. Полицейские аж специальные рейды учиняли, о чем широко и подробно вещали в СМИ. Сейчас об этой разрекламированной акции вспоминаешь, лишь когда увидишь очередной автомобиль, у которого все стекла вплоть до лобового чернее, чем щеки афроафриканца. Казалось бы, он не должен проехать дальше ближайшего поста. Куда там... И это в регионе, который особенно уязвим для террористических угроз. Поди разберись, кто и что везет за начерно тонированными стеклами.

Пусть простит меня полицейское начальство, но я не считаю эту проблему сложной. Просто одной, даже самой масштабной кампанией ее не решить, да еще когда одни стражи порядка ограничиваются собиранием мзды, другие - вовсе связываться не хотят с подозрительными машинами, а третьи – лишь мастерят победные реляции. Но разве не по тем же причинам наши власти толком не могут одолеть ни одну более-менее существенную проблему? Например, обеспечить безопасность пассажирских авиаперевозок, о чем громко заявляется после каждой катастрофы. Однако Россия позорно лидирует в мире по числу и этих катастроф, и пострадавших в них...

А о качестве дорог и говорить тошно. Вот на улице Морозова только настелили асфальт в прошлом году, так уже заново перестилают. Так сказать, работа над ошибками, которую, между прочим, не мешало бы провести и на других недавно отремонтированных улицах.

Словом, ездишь по дорогам и видишь на них все ухабы и выбоины нашей жизни. Нерегулируемые перекрестки России. Пробки и заторы, которые никак не дают нам выскочить на автобаны современного динамичного развития. Уж мы бы тогда показали всем шумахерам, как русские быстро ездят. Но пока еще запрягаем. Долго, очень долго запрягаем.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление