В Ставрополе открылась пеpсональная выставка художницы из Нальчика Виктории Аксировой

Ольга Метёлкина

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась персональная выставка члена Союза художников России и Творческого Союза художников Кабардино-Балкарской Республики художницы Виктории Аксировой «60 – между вчера и завтра».

 Художница Виктория Аксирова.
Александр Плотников Художница Виктория Аксирова.

Виктория Львовна уже долгое время живет и работает в Нальчике, но к Ставрополю, своей малой родине, относится с неизменной душевной привязанностью, с удовольствием приезжает сюда, радуясь возможности пообщаться с друзьями детства и коллегами. Виктория родилась в Ставрополе, здесь прошли ее школьные годы. На занятиях в детской художественной школе развились ее способности к художественному творчеству. Интерес к искусству возник еще раньше, в семье. Иначе и быть не могло: отец Виктории, Лев Николаевич Бюлль, с 1954 года был художником, реставратором, проектировщиком экспозиций в Ставропольском краеведческом музее, который позже стал государственным музеем-заповедником имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Профессия мамы тоже было связана с гармонией и эстетикой – Лидия Тимофеевна работала в Ставропольском ботаническом саду. После окончания школы Виктория поступила на художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского педагогического института, по окончании которого стала художником-оформителем, позже преподавала в педагогическом колледже Кабардино-Балкарского государственного университета.

Судьбе было угодно, чтобы Виктория вышла замуж за художника из Нальчика Михаила Аксирова и стала невесткой первого профессионального кабардинского художника-живописца Муаеда Алиевича Аксирова. В таком авторитетном профессиональном окружении ей удалось занять свою творческую нишу, проявить собственную индивидуальность. Долгое время Викторию знали как художника по текстилю. Однако на персональной выставке в Ставрополе лишь небольшой раздел посвящен ручному ткачеству. Основное же экспозиционное пространство отдано живописи.

Выставку открыла директор краевого музея изобразительных искусств заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств Зоя Белая. Она представила собравшимся Викторию Аксирову, напомнив о том, что ее работы не раз экспонировались в этих стенах, и поздравила автора с первой персональной выставкой в родном городе. Любопытная деталь, которую не упустила Зоя Александровна: юбилейная экспозиция открылась в день рождения музея изобразительных искусств, 6 декабря ему исполнилось 58 лет.

 Виктория Аксирова. «Рождество».
Александр Плотников Виктория Аксирова. «Рождество».

Самыми внимательными зрителями на выставке были, наверное, профессионалы, коллеги по творческому цеху. Художник-прикладник Эмма Бахмацкая высоко оценила мастерство Виктории Аксировой. Как сказал друг детства художницы живописец Евгений Кузнецов: «В работах Виктории нахожу те моменты, которые мне очень близки, интересны: нехарактерная для девичьего мира структурированность, обобщенность образов. Все ее картины несут в себе еще и микроструктуру, проработку фактуры».

Для автора всегда не менее важно знать, что думают о его работах не только профессионалы, но также любители искусства. Среди них на открытии персональной выставки Виктории Аксировой оказался и председатель Ставропольской городской Думы Георгий Колягин, который отметил светлую природу женственности в работах художницы.

Действительно, техника гобелена, в которой долгое время работает Виктория Аксирова, это исконное женское занятие, наполненное своими скрытыми, порой сакральными смыслами. Текстильное панно «Весна» буквально пронизано такими смыслами. «Прикладные виды искусства очень символичные, знаковые, они учат понимать символы, учат стилизации, пониманию цвета, – отметила искусствовед Ольга Бендюк. – Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид, замешано на архетипах, древних пониманиях и знаниях».

Зрителей притягивают яркие, объемные, многослойные по форме и содержанию работы мастера, сопровождаемые пояснительными текстами. Надо непременно найти время и ознакомиться с информацией, которую автору хотелось донести до зрителя. Тогда станет понятно, почему, к примеру, гобелен «Художник, одержимый рисунком», созданный по мотивам гравюр Кацусика Хокусая, так густо насыщен восточной символикой: это и священная для буддистов и даосов гора Фудзи, и вода, и цветовые знаки.

Виктория Аксирова. «Художник, одержимый рисунком».
Александр ПлотниковВиктория Аксирова. «Художник, одержимый рисунком».

Для многих, кто следил за творчеством Виктории Аксировой, было полной неожиданностью, когда она, успешно занимавшаяся гобеленом, показала себя еще и как живописец. В этом виде искусства проявились новые грани и особенности внутреннего мира художницы. В ее работах, обладающих чертами наивного искусства, есть и светлая ностальгия по детству («На бабушкиной кровати», «День ангела», «В чудесном саду»), и легкая ирония («Перемирие», «Искусство жить по Хокусаю»), и библейские мотивы («Рождество», «Встреча», «Рафаил»). Глядя на живописные полотна Виктории Аксировой, можно уловить настроение медитативного умиротворения и наполниться светлыми эмоциями ее сюжетов.

 Виктория Аксирова. «На бабушкиной кровати».
Александр Плотников Виктория Аксирова. «На бабушкиной кровати».

Поздравить художницу с открытием юбилейной выставки пришли ее ставропольские коллеги и друзья, ценители декоративно-прикладного искусства и живописи.

Творческий Союз художников Кабардино-Балкарской Республики, ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Виктория Аксирова, Союз художников России

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости