В ставропольском «Театре на Гагарина» сгенерировали универсальное «противовирусное средство»

Ольга Метёлкина

Первый в Ставрополе альтернативный «Театр на Гагарина» в минувшее воскресенье завершил свой творческий сезон громкой премьерой, которая состоялась в переполненном зале Дома культуры «Ставрополец»

Джульетта (Наталья Ледовских) и доктор Арам (Сергей Тонян).
Джульетта (Наталья Ледовских) и доктор Арам (Сергей Тонян).

Слава соцсетям - информация о том, что Тамерлан Коченов ставит пьесу «Джульетта выжила», давно будоражила и подогревала интерес поклонников «Театра на Гагарина». Еще почти полгода назад на просторах интернета мелькали фотографии актеров с пугающим гримом на лицах, кадры с репетиций и, наконец, загадочные проморолики в соцсетях накануне премьеры...

Вечером в воскресенье местные жители на улице Трунова, заметив множество припаркованных авто и небывалое скопление публики у входа в «Ставрополец», пребывали в недоумении. Сами же зрители (большинство из которых постоянные) ничуть не были смущены тем, что в качестве билетных контролеров у дверей в зал их встречали суровые люди в страйкбольной экипировке. Значит так надо. Пресловутая «вешалка», с которой всё начинается, в «Театре на Гагарина» тоже особенная...

На закрытие сезона режиссер Тамерлан Коченов поставил пьесу молодого, но весьма востребованного драматурга Юлии Тупикиной. Широкой публике это имя известно благодаря сценарному соавторству Юлии с Алексеем Германом-младшим в фильме «Довлатов». Ироническая антиутопия «Джульетта выжила» была написана в 2013-м, спустя два года высоко отмечена на фестивале молодых драматургов «Любимовка».

 Рома (Михаил Подзолко) и Сергей (Тамерлан Коченов).
Рома (Михаил Подзолко) и Сергей (Тамерлан Коченов).

Тамерлан Коченов с максимальной бережностью отнесся к авторскому тексту. Однако драматург, наверное, удивилась бы, увидев на сцене не пять действующих лиц, а временами в три раза больше. Режиссерские замыслы неисповедимы. Пьеса трансформировалась в многослойный спектакль, пронизанный множеством аллюзий, ассоциативных образов и метафор. А как иначе, если действие происходит в 2056 году?! Согласитесь, не такое уж далекое будущее. Наверняка многие представляли, как оно будет выглядеть, что изменится в жизни людей... Нетрудно догадаться, что цифровые технологии и развитие коммуникативных средств связи приведут к тому, что люди перестанут ощущать потребность в общении по старинке - глаза в глаза. А зачем, если можно поболтать по скайпу?.. Главная героиня Джульетта (актриса Наталья Ледовских) так и делает. Она уже несколько лет не выходит из дома. Контакт с природой заменяет домашняя теплица, в которой методом гидропоники она выращивает какую-то зелень и практически настоящие огурцы.

По сюжету Джульетте 40 лет. Однако она молода, свежа (несмотря на то, что тайком от мамы курит вейп) и очень подвижна. Достаточно сказать, что по меньшей мере почти половину первого действия Джульетта проводит на джамперах (это спортивный снаряд, похожий на невысокие пружинные ходули своеобразной конфигурации). С 78-летней мамой Соней (ее играет актриса Лариса Урбан) она разминается с помощью фитбола (для тех, кто не в курсе, это большой упругий мяч для занятий йогой, фитнесом, пилатесом и бодибилдингом). Судя по всему, медицина в 2056 году шагнула далеко вперед, потому что людям стали заменять органы, как запчасти в машине.

Врач скорой помощи спрашивает у Сони: «Вы сосуды меняли?». «Да, поменяла, - признается она. - И глаза поменяла – у меня катаракта была. Печень меняла. Желудок – из-за язвы».

Мама Джульетты в исполнении Ларисы Урбан изящная, весьма милая дама с тонкой душевной организацией. Еще бы, ведь это теперь она работает разносчицей пиццы, а раньше была пианисткой. Правда, пианино, как воспоминание о прошлой жизни, стоит в гараже - «просто набор лакированных досок». Соня - классическая мама, которая хочет к тому же стать бабушкой, но в мире, где живут они с Джульеттой, люди перестали общаться «в реале», в основном они работают, ходят в ресторан, посещают выставки и вообще существуют... в виртуальном пространстве. Одна из причин в том, что мир кишит вирусами, за стенами дома проще простого подцепить какую-нибудь заразу. Поэтому люди в 2056 году не выходят из своих домов без защитной одежды, перчаток и шлемов.

Мама Соня (Лариса Урбан).
Мама Соня (Лариса Урбан).

Кстати, по замыслу режиссера вирусы визуализировались в виде «мутных» сущностей, неожиданно появляющихся вне сцены и своим нечеловеческим видом и потусторонними звуками заставляющих зрителей поглубже вжиматься в кресла. Не без их участия замечательно реализовалась ироничность, заявленная в жанре пьесы. Так, в мизансцене в самом начале спектакля один из «зрителей» демонстративно громко и эмоционально начинает говорить по телефону, а потом направляется мимо сцены на выход. В это время зомби-вирусы набрасываются на него с вампирским аппетитом, после чего видоизменившийся успешный бизнесмен становится частью «вирусного сообщества». Хороший воспитательный момент - предупреждали же, чтобы в театре телефоны выключили...

Но вернемся к главной героине. Если в названии заявлена Джульетта, то банальная логика предполагает появление в сюжете и другого героя с шекспировским именем. Действительно, Ромео в 2056 году тоже существует. Его зовут Рома, и он... ботаник. В исполнении Михаила Подзолко этот парень действительно хилый интеллигент, поправляющий очки жестом Гарри Поттера, который фанатеет от олдскульных артефактов и киногероев. (Слово «олдскул» и производные от него в будущем продолжают использовать, чтобы обозначить нечто из прошлого, имеющее непреходящую ценность. Почти как винтаж, но круче.) Большие мальчики тоже любят играть. Рома предпочитает «Звездные войны». В свои 30 лет он размахивает световым мечом и персонифицирует себя с джедаем Скайуокером.

То ли дело - папа Ромы. 70-летний мачо, за которым шлейфом тянутся из прошлого привычки и понятия «лихих 90-х». Сергей в исполнении Тамерлана Коченова чрезвычайно колоритен и вызывает однозначную симпатию у зрителей, несмотря на неинтеллигентные манеры, нарочитую брутальность и непарламентские выражения. Как ни странно, с мамой Джульетты у них есть общее - естественное желание обзавестись собственными внуками. Но, как сейчас любят говорить, что-то пошло не так, и Джульетта не смогла оценить по достоинству интеллигентного Рому. В ее жизнь случайно вошел совершенно не шекспировский персонаж - врач скорой помощи Арам (актер Сергей Тонян). Чудный образ, приправленный креативным сценическим облачением и нетипичным «скоропомощным» реквизитом. Он появляется в квартире Джульетты - доктор с потухшим взглядом, очевидными признаками профессионального выгорания, но непостижимо обаятельный. И всё-таки режиссер оставил этому образу внешний намёк на Шекспира. Самая нелепая деталь в костюме врача скорой помощи - маска средневекового «чумного доктора», при взгляде на которую всплывают в памяти слова умирающего Меркуцио из «Ромео и Джульетты»: «Я из-за них пойду червям на пищу, пропал, погиб. Чума на оба ваши дома!» Кстати, шекспировский текст по ходу спектакля звучит в нескольких мизансценах на английском и в переводе, усиливая эмоциональное воздействие на зрителя.

С какой стороны ни посмотри, спектакль весь пронизан любовью. Она действует, как универсальное противовирусное средство. Любовь рождается вопреки внешним и внутренним препятствиям, игнорируя всяческие предрассудки. В обществе будущего люди делятся на классы. «Низкокодовый», - с сожалением произносит Джульетта, когда Арам уходит. «Почему? Может, у него высокий код», - с надеждой говорит мама. «Да ладно, кто в скорой будет работать из нормальных?»...

Рома и Арам - два типа влюбленных мужчин. Один будет восхищаться, как красиво снежинки тают на волосах любимой девушки, а другой скажет: «Надень шапку, дура, заболеешь» – и повяжет ей свой шарф. Или будет подкармливать аскорбинкой. Любовь, она такая разная...

В спектакле даже в среде страшных зомби-вирусов параллельно развиваются романтические отношения (в их роли: Артем Бабин, Елизавета Жукова, Олеся Ценцера, Владимир Яцуков, Юрий Бруснев, Анна Бречко, Андрей Марьенко, Спартак Керимов, Карина Керимова).

Жаль, что не оказалось пары еще у одного персонажа, не предусмотренного автором. В квартире Джульетты живет Аксель - генномодифицированное существо, этакий пушистый «котоящер» с развитым интеллектом. Сыгравший его актер Иван Батурин создал характер в полном смысле этого слова, хотя речь идет не о человеке и даже не о животном, а о полуфантастическом существе.

Отдельно следует сказать о музыкальной палитре спектакля. Она органично вписывается в сюжет, повышая градус эмоционального восприятия всей истории. Большинство композиций зрители считывают с первых нот, потому что с этой музыкой выросли те, кому сейчас 30 - 40 лет. Она несет определенную ассоциативную нагрузку: «Полковнику никто не пишет» - саундтрек «Би-2» к культовому фильму «Брат-2», «Город, которого нет» из «Бандитского Петербурга», «Владивосток 2000» Ильи Лагутенко, «Zombie» суперпопулярной в 90-х группы «Cranberries», а в качестве «ироничной вишенки на торте» – «И снова седая ночь...» Юры Шатунова. В спектакле актеры сами поют. Большая удача, что в проекте участвует профессиональная вокалистка Анна Яцукова, которая хорошо известна ставропольской, и не только, публике как исполнительница джазовой и этнической музыки.

Что же касается общего впечатления от премьеры в «Театре на Гагарина», то здесь больше всего подходят слова Джульетты из этого спектакля, когда она влюбилась: «Как будто прибавили яркость монитору». Новая работа театра прибавила яркости культурной жизни Ставрополя в целом и каждому, кто видел новую постановку Тамерлана Коченова.

Фото Руслана КОЧЕНОВА.

Читайте также: «Взаперти». Альтернативный театр в Ставрополе исследует душу

ставрополец, дк, «Джульетта выжила», Тамерлан Коченов, Театр на Гагарина

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление