В Ставропольской филармонии звучали «Зимние серенады»

.

В морозный декабрьский вечер на сцене Ставропольской государственной филармонии состоялся концерт, в программу которого вошли произведения ранее не звучавшие в исполнении симфонического оркестра. Сразу четыре премьеры в одном концерте! Естественно, что составляя программу, главный дирижёр оркестра Юрий Михайленко испытал волнение, так как им были выбраны монументальные полотна великих композиторов XIX столетия, вошедшие в золотую сокровищницу музыкального наследия, - «Серенады» для струнного оркестра Антонина Дворжака и Петра Чайковского.

Дирижер Юрий Михайленко.
Дирижер Юрий Михайленко.

Следует отметить, что в зале собрались искушённые слушатели, в числе которых было много профессиональных музыкантов, что повышало ответственность исполнителей и дирижёра. Афиша концерта приглашала на «Зимние серенады» и это было отражено в убранстве фойе и сцены. Изящные канделябры со свечами, обвитые еловыми ветвями, припорошёнными снегом, и стилизованные сверкающие ёлочки погрузили гостей в зимнюю сказку.

Концерт традиционно открыла элегантная ведущая - музыковед Татьяна Диева. С большим интересом зал слушал её рассказ об истории создания произведений. В средние века серенадой называли песню для возлюбленной, которая обычно исполнялась вечером под балконом избранницы. Название произошло от итальянского слова - sera, что в переводе означает - вечер. Со временем жанр трансформировался и из песни превратился в многочастное произведение для различных по составу ансамблей. Самым ярким примером является четырёхчастная «Маленькая ночная серенада» для струнного оркестра великого В.А. Моцарта, вдохновившая на работу в этом жанре его последователей.

Чешский композитор Антонин Дворжак создал «Серенаду» для струнных инструментов в 1875 году на одном дыхании - в течение десяти дней. Это было время творческих удач и признания его опусов выдающимися музыкантами. Премьера «Серенады» состоялась в Праге в декабре 1876-го - ровно 141 год назад. Унаследованный от Й. Гайдна и В.А. Моцарта жанр классической серенады, в творчестве А. Дворжака приобрёл романтическую взволнованность. Чередование пяти разных по характеру частей наполнено интонациями народного чешского мелоса. Партитура произведения изобилует виртуозностью, требующей от музыкантов высокого профессионализма, что и было продемонстрировано оркестром в искромётном скерцо и блестящем финале.

В первом отделении концерта также было исполнено «Adagio» для струнных инструментов американского композитора Сэмюэля Барбера, которое, являясь второй частью квартета, приобрело статус самостоятельного произведения в оркестровой версии автора. Впервые исполненное в 1938 году оркестром под управлением А. Тосканини, оно стало одним из самых печальных опусов классической музыки. «Adagio» звучало в день смерти А. Энштейна, принцессы Дианы, в память о жертвах терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Юрий Михайленко в интерпретации этого произведения прочувствовал и пропустил через сердце трагизм всеобъемлющей скорби, выраженный музыкантами строгим благородным звучанием большого эмоционального накала. Потрясающее исполнение заворожило слушателей. Растаял последний звук, и несколько минут в зале царила тишина, через миг потревоженная бурными аплодисментами.

Во втором отделении звучала музыка русских композиторов. Впервые была исполнена «Канцона» (в переводе с итальянского - песня) для кларнета и струнного оркестра Сергея Танеева. Любимый ученик П.И. Чайковского унаследовал от своего замечательного педагога музыкальный лиризм, напевность, мечтательность и восторженность, которые нашли отражение в этой пьесе. Соло на кларнете исполнил Сергей Мнацаканян. В течение многих лет я невольно наблюдала за творческим ростом музыканта - ученика Детской музыкальной школы №2, студента Ставропольского музыкального училища и, наконец, артиста муниципального концертного духового оркестра имени Д. Осиновского. Сейчас Сергей - артист симфонического оркестра филармонии. В романтической «Канцоне» он ярко раскрыл звуковые и технические возможности любимого инструмента.

Завершением концерта стало исполнение «Серенады» для струнного оркестра П. Чайковского, написанной в четырёхчастной развёрнутой форме. В первой жизнеутверждающей части композитор выразил своё поклонение гению В.А. Моцарта. Во второй части он отступил от традиции классики и вместо менуэта написал удивительный по красоте вальс. Элегия (в переводе с греческого - жалоба) звучит в третьей части. Музыка наполнена трагическими интонациями, которые позже были использованы композитором в опере «Пиковая дама». Финал «Серенады» построен на темах русских народных песен - плавной хороводной «А как по лугу» и задорной плясовой «Под яблонькой зелёною». Программа концерта из четырёх премьерных разноплановых произведений требовала высокого профессионализма исполнителей, большой физической и эмоциональной отдачи. Вера дирижёра Ю. Михайленко в возможности струнной группы оркестра была оправдана блестящим исполнением произведений. Отрадно отметить звуковую и штриховую культуру, ансамблевую слаженность и чуткий отклик музыкантов на каждый выразительный жест дирижёра. Концерт «Зимние серенады» стал очередной значительной удачей в творческой жизни ведущего коллектива филармонии и главного дирижёра Юрия Михайленко, что было отмечено долгими бурными аплодисментами благодарных слушателей.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.

ставропольская филармония, Антонин Дворжак, Петр Чкайковский, симфонический оркестр

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Последние новости

Все новости