В Ставропольской государственной филармонии зал стоя аплодировал пианисту Дмитрию Маслееву

Татьяна Даниелян

В октябре 2018 года Дмитрий Маслеев был почетным гостем «Музыкальной осени Ставрополья». Виртуозное исполнение музыкантом произведений Ф. Листа и С. Рахманинова в сопровождении симфонического оркестра филармонии под руководством главного дирижера Юрия Михайленко покорило слушателей. А Дмитрий не мог забыть горячий прием публики и гостеприимство директора филармонии Ларисы Коневой, поэтому с радостью принял приглашение выступить с новой концертной программой в нашем городе. Гастрольный график артиста впечатляет. 8 декабря состоялся его сольный концерт в Москве, 11 декабря музыкант выступал в Ставрополе и сразу вылетел в Италию, где был запланирован недельный тур в разных городах.

Билеты на концерт Дмитрия Маслеева в Ставрополе раскупили заранее, и в зале, конечно, был предсказуемый аншлаг. Отрадно, что в числе слушателей рядом с маститыми музыкантами присутствовали юные ученики музыкальных школ и студенты колледжа искусств. Встреча с таким маэстро для них стала незабываемым уроком на всю жизнь.

Юрий Михайленко, Лариса Конева и Дмитрий Маслеев.
Юрий Михайленко, Лариса Конева и Дмитрий Маслеев.

Родился Дмитрий Маслеев в 1988 году в Улан-Удэ. Там же были сделаны первые шаги в мир музыки, затем он продолжил учебу в Новосибирске. В Московской консерватории педагогом Дмитрия стал профессор М.С. Петухов. Стажировку молодой музыкант проходил в Италии в Международной фортепианной академии на озере Комо.

Конкурсный марафон артиста начался в 2010 году во Франции, где он стал победителем Международного конкурса пианистов. Потом дважды был признан лауреатом 1-й премии в Италии (в 2011 году – в Риме, в 2013-м – в Салерно). Яркая победа на ХV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, где он стал обладателем 1-й премии и специального приза за лучшее исполнение Концерта В.-А. Моцарта, вывела Дмитрия в число самых востребованных музыкантов в мире. Он гастролировал во многих странах, играл в лучших залах с известными оркестрами и дирижерами. В числе ангажементов 2020 года – концерты в Австрии, Германии, Франции, Корее, Италии, Китае и других странах. Репертуар его охватывает большой временной диапазон – от произведений И.-С. Баха до сочинений современных композиторов. Известные музыкальные критики называют Д. Маслеева одним из великих пианистов своего поколения, определившим для себя умение выстраивать оригинальные программы и стараться быть, как завещал великий С.Т. Рихтер, «зеркалом композитора», бережно выполняя авторский замысел.

В зале Ставропольской государственной филармонии вместе с симфоническим оркестром под руководством главного дирижера Юрия Михайленко Дмитрий Маслеев исполнил Третий концерт Людвига ван Бетховена и Первый концерт П.И. Чайковского. Концерт имел огромный успех у слушателей. Музыковед Татьяна Диева очень интересно рассказала историю создания этих гениальных произведений и представила нашего гостя, которого известный музыкант Б. Березовский назвал «безусловным открытием и совершенно гениальным пианистом». Согласитесь, эти слова дорогого стоят.

16 декабря исполнилось 249 лет со дня рождения великого немецкого композитора, пианиста и дирижера Людвига ван Бетховена. Его учителями были Й. Гайдн и А. Сальери. Великий В.-А. Моцарт, услышав одну из импровизаций юного Л. Бетховена, воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!». Эти слова оказались пророческими. Автор девяти симфоний, оперы «Фиделио», скрипичного концерта, 38 сонат для фортепиано (в числе которых всеми любимые «Лунная», «Патетическая» и «Аппассионата»), пяти концертов для фортепиано был пианистом-виртуозом с громадной эмоциональной силой выражения мысли. Композитор обогатил своими произведениями для фортепиано репертуар исполнителей, расширив диапазон звучания инструмента с использованием массивных аккордов и педальной техники. Третий концерт для фортепиано был создан в 1800 году, и только через три года автор представил его публике. Проникновенное исполнение этого произведения Д. Маслеевым, в котором композитор отразил борьбу страстей и покой созерцания, патетику и лиризм – полярные состояния, объединенные звучанием солирующего инструмента и симфонического оркестра, было награждено горячими аплодисментами слушателей и возгласами «браво, маэстро!».

Во втором отделении прозвучал Первый концерт П.И.Чайковского, который в этом опусе продолжил путь симфонизации концертного жанра, идущий от Л. Бетховена. Работая над произведением в 1874 году, Петр Ильич ориентировался на великолепный пианизм своего друга Николая Рубинштейна, который, к великому огорчению автора, отказался его исполнять. Следует заметить, что после всеобщего признания Концерта в России и зарубежных странах он включил Первый концерт в свой репертуар. Произведение наполнено лирикой, сочностью красок и щедростью мелодики. Солист и оркестр выступили в нем равными партнерами, то соревнуясь, то поддерживая друг друга.

Первая часть Концерта отличается богатством фантазии, чередованием драматических подъемов с моментами покоя, подернутыми дымкой элегической созерцательности. Нюансовая амплитуда – от шквалистого фортиссимо до нежнейшего пианиссимо. Руки Д. Маслеева порхали над клавиатурой, извлекая волшебные звуки божественных мелодий. Вторая часть – прекрасный образец светлой и ласковой лирики П.И. Чайковского. Финал Концерта – величавый гимн жизни, в котором автор выходит из внутреннего мира душевных переживаний в шумный и пестрый мир народного веселья.

Дмитрий Маслеев поразил слушателей виртуозной россыпью сверкающих пассажей, лирической задушевностью и глубиной проникновения в замысел бессмертного гениального произведения. Публика по достоинству оценила откровение пианиста цветами, бурными продолжительными аплодисментами и громкими возгласами восторга.

Успех солиста заслуженно разделили симфонический оркестр и дирижер Юрий Михайленко, очень серьезно подготовленные к встрече с маэстро Д. Маслеевым, который в приватной беседе выразил коллективу и руководителю благодарность за чуткий и деликатный аккомпанемент. В этот вечер на сцене царила молодость. Два выпускника Московской консерватории – пианист и дирижер – от всей души дарили слушателям свои откровенные эмоции, сливаясь воедино на гребне высокой волны музыки великих гениев – Л. Бетховена и П.И. Чайковского. Откликаясь на бурный прием публики, Дмитрий, несмотря на усталость, исполнил на бис «Утро» и «В пещере горного короля» норвежского композитора Э. Грига. Безусловно, концерт такого масштаба стал незабываемым событием в жизни нашего города.

Фото Андрея БЕЛОВА.

пианист Дмитрий Маслеев, Ставропольская государственная филармония

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»