В зале суда находится истина

Валентина Дубинина
У Ставропольской школы правосудия маленький юбилей: ей исполняется год. Основной задачей школы стала подготовка высококвалифицированных юристов в области правосудия и формирование профессиональных навыков и умений, этических и нравственных качеств, необходимых для будущей работы в судах Ставропольского края. Для того чтобы понять, почему при переизбытке дипломированных специалистов возникает необходимость в существовании такого проекта, нужно трезво посмотреть на всю сегодняшнюю российскую «профессиональную» жизнь.

Сегодня выясняется, что при самой высокой плотности населения, имеющего высшее образование (в России сегодня на 10000 человек – 174 студента вузов), нас, в общем-то, некому лечить и учить. По словам председателя Ставропольского краевого суда Сергея Петровича Коровинских, остро чувствуется и нехватка высококлассных юристов: «Мы знаем, что такое недостаток профессионалов. Как только происходит некая кадровая подвижка, изменение штатного расписания, вот тут и начинается кадровая катастрофа! Вдруг оказывается, что в суде работать некому. Нет толковых юристов, при том что в нашем городе целых девять высших учебных заведений каждый год выпускают сотни специалистов в области права. Получается странная ситуация: человек имеет диплом, но при этом либо ничего не знает, либо не может применить полученные знания на практике. Мы все чаще сталкиваемся с тем, что абитуриенты идут учиться на юрфаки исходя из соображений «модности» профессии или просто потому, что родители захотели отдать ребенка в вуз, оплатили недешевое обучение, а какой из чада вырастет специалист, вузу, по большому счету, все равно… В общем, мы решили разрабатывать собственный проект обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов в области судопроизводства. В выборе названия даже не сомневались – Школа правосудия. И одним из условий проекта было главное: в обучении должны быть заинтересованы именно слушатели школы, а вовсе не их родители…»

Итак, стратегия была выработана, разработаны и утверждены основные задачи, функции, права и обязанности школы. Кроме основной задачи – подготовки специалистов в судопроизводстве, школа взялась за решение еще одной сложной задачи: формирования благоприятного общественного мнения о деятельности судов края, повышения авторитета судебной власти и престижа профессии. Не секрет, что нынче к судьям не самое позитивное отношение. Вот через ребят-слушателей педагоги и сделали попытку изменить мнение народа о судах и судьях.

Ну а после всех согласований встал еще один болезненный вопрос: кого учить? Идти по старой схеме «богатый папа юриста» не стали, как показала многолетняя практика, деньги – не определяющий фактор. Решение возникло само собой: неподалеку от здания Ставропольского краевого суда есть лицей №5. Когда-то он позиционировал себя как учебное заведение с юридическим уклоном. Школа близко, а это значит, что ребятам не придется преодолевать большие расстояния, переходить много дорог, тратить время и деньги на проезд. Ольга Валерьевна Будко, руководитель проекта, смеется, вспоминая, как впервые она обратилась к директору лицея: «Мне показалось, что директор был в некотором замешательстве. Как это? Да разве такое возможно? В общем, пришлось убеждать, что детки нам нужны умненькие, но самые обычные. Что их «родословная» для нас не имеет значения, равно как и возможности их мам и пап… Мы просто прошли по классам и предложили: «Кто хочет проходить подготовку в нашей школе?». Вызвались 27 человек. И мы не стали никого отсеивать. В сентябре был сформирован целый класс. Ребята пришли к нам как первоклассники и за год «выросли» для того, чтобы продолжать обучение в университетах города.

Пока мы беседовали с руководителем проекта, подтянулись ребята. «Это наша группа! Вот удивительно, когда я их только увидела, при первом же знакомстве, стало понятно, что это – те самые ребята. В моей группе их было семеро, шесть мальчиков и девочка Надежда. Для меня это было как бы знаком: есть надежда». «Надя, а почему именно эта профессия?» - «Я могу объяснить, почему. Моя семья – это династия юристов. И папа, и мои сестры, и еще родственники – все юристы. И вот здорово, что есть династии, скажем, учителей, врачей, правда? Так разве плохо, что есть династии юристов или политиков?»

Остальные ребята тоже вполне определенно знают, что привнесут они в профессию. Братья Стас и Женя Грунисы: «Мы хотим изменить мир. Пока мы выбирали профессию, то, в общем-то, и не знали, что бы предпочесть. А встреча с судом просто перевернула нашу жизнь. За этот год мы многое узнали, многое поняли… И мы, и другие наши ребята раньше представляли, что судья – это что-то такое… Сумрачный пожилой человек в роговых очках. А оказалось, что судьи – это современные люди, знающие больше, чем все остальные… Мы познакомились с ними поближе и поняли, что они по-настоящему высокие профессионалы. Они знают не только судопроизводство, к примеру, но и в современных технологиях разбираются. С ними интересно и поговорить, и даже поспорить».

За год ребята научились многому. Преподаватели, а это в основном судьи краевого суда, обучали их юридическим дисциплинам, необходимым для формирования профессиональных навыков и умений, необходимых для будущей работы. Ребята изучали деятельность судов Ставропольского края, органов судейского сообщества. Организация профессионального обучения в Школе правосудия невозможна без аналитических и справочно-информационных материалов, проектов решений, определений, постановлений, приговоров с их непосредственным участием. Все это поможет им в будущей работе в судах. К примеру, с ребятами проводили такую практику: учебный судебный процесс. Брали в архиве судебные дела, изучали и анализировали их. А потом, что называется, разбирали их «по ролям». «Только вот обвиняемым никто не захотел быть… Такие профессиональные игры-спектакли помогают нам осознать и ответственность, и собственно расстановку сил в судах».

Руководство краевого суда со всей ответственностью отнеслось к созданию Школы правосудия. С. Коровинских считает, что это важнейшая задача – подготовка кадров. «Сейчас они, наши слушатели, еще только в начале пути. И мы должны помочь им осознать свое место в профессии. К работе мы привлекаем ученых и специалистов из высших учебных заведений. И я вижу результаты работы: наши слушатели придут в вузы весьма подготовленными студентами. Надеюсь, что мы не разочаровали ребят, и желаю им в жизни самого доброго. Ждем их к нам на работу уже в новом статусе, надеемся, что они к нам вернутся грамотными, отлично подготовленными судьями. Ну а если они выберут другую профессию? Что же, жизнь не стоит на месте, и наши воспитанники достойно войдут в нее. Давайте пожелаем им удачи».

Наталья Буняева.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов