Валентина Сапунова: «Не бойтесь идти в школу!»

Лариса Ракитянская

Валентина Сапунова: «Не бойтесь идти в школу!»

14 июля «Вечерка» опубликовала материал под заголовком «Детсад идет в школу». Напомним, речь шла о местах в детских садах: уже с 1 сентября три дошкольных образовательных учреждения - 54-е, 58-е и 73-е — перепрофилированы под обычные детские сады. Ранее они имели статус «школа - детский сад» и вели начальное образование — до 4-го класса.

В результате этой реформы город получил дополнительно 300 мест.

Опубликованный материал вызвал немало откликов: в редакцию «ВС» продолжают поступать обращения жителей города, чьи дети - учащиеся младших классов - посещали образовательные учреждения «Начальная школа – детский сад». Родители недовольны решением городских властей, настаивают на том, чтобы их дети смогли завершить начальное образование в том учреждении, где и начинали.

К концу августа, конечно, этот конфликт будет исчерпан, потому что все-таки большинство уже ушли в школы. Но беспокойство за своих чад все же не оставляет родителей: как примут их в обычных школах, обеспечат ли условия для получения полноценного воспитания-образования.

За ответами на эти и другие вопросы журналист «Вечерки» отправилась на минувшей неделе в 9-ю гимназию г. Ставрополя. Ее директор — Валентина Марковна Сапунова — имеет свою точку зрения на проблему...

Детский сад пусть занимается своим делом!

Мы убедились: за лето 9-я гимназия заметно преобразилась — всюду поставлены пластиковые окна, заменены двери. На эти цели было потрачено 4,5 млн рублей городской казны. Так что теперь в классах будет светло и тепло. Конечно, пришлось немало поработать — что такое замена окон, всем известно: только мусора вывезли аж 108 тонн! Когда мы были в гимназии, там шли уже «косметические» работы: окраска стен, лестничных пролетов, мытье окон и классных комнат.

Но мы сразу заговорили не столько о ремонте, сколько о проблемах начальной школы.

Валентина Сапунова: «Не бойтесь идти в школу!»

- Мы всегда забирали деток из 73-й начальной школы - детского сада, - рассказывает Валентина Марковна. - И каждый год видели одну и ту же проблему. Мое (и не только мое) глубочайшее убеждение: школа — это школа, и у детского сада и школы — совершенно разные задачи. Детский сад пусть занимается своим делом, а школа — своим.

Для родителей, конечно, это очень удобно: их чада, по сути, семь, а то и восемь лет находятся в саду. Но поймите: сама обстановка детского сада не делает их взрослее — они там играют, много раз едят, гуляют, спят. Сама методика преподавания в детском саду (даже если это школа - детский сад) растит ребенка в щадящем режиме! Из-за этого малыши приходят в пятый класс очень маленькими, инфантильными. Они со страхом заходят в школу и боятся всех окружающих - это абсолютно дезадаптированные к школе дети. Они спят на уроках — где-то ближе к 12 на парты головы клонят, чаще хотят играть. В результате они, естественно, начинают слабее учиться. А отсюда — претензии родителей: там учился на «отлично», а здесь — и двойки, и тройки. Это происходит не потому, что ребенок стал плохо учиться, а потому, что он попал в другую, порой «враждебную» ему среду, и год-два уходит на адаптацию.

- И еще один момент, - продолжает директор гимназии. - Вся страна готовится к 1 сентября, детвора собирается в школу. А дети из начальной школы - детского сада порой даже не понимают, что идут в первый класс — как были они в детском саду, так и остаются. И оказываются лишенными этого замечательного праздника, момента перехода на новый, более взрослый жизненный этап. Не звучит в их жизни Первый звонок...

«А я уже пришел к вам!»

Валентина Марковна рассказывает случай из своей практики. 9-я гимназия охватывает огромный микрорайон, и здесь организована предшкольная подготовка. После новогодних праздников детвора приходит в гимназию в подготовительный класс один раз в две недели.

- И вот как-то я захожу в подготовительный класс, - говорит Сапунова, - и начинаю знакомство. Чтобы как-то заинтересовать, понравиться малышне, поближе познакомиться, говорю: «Какие замечательные дети придут к нам в школу!». Вижу, настороженно притихли, чего-то не понимают. Разговор идет дальше, и я повторяю: какие замечательные дети придут к нам осенью в первый класс, я очень рада... Один мальчик поднимает руку и говорит: «А я уже пришел!». То есть задолго до Дня знаний эта малышня уже осознает себя полноправными гимназистами!

- А в этом году вы взяли из начальной школы - детского сада детей?

- Да, около 30 детей 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов. И знаете, я почувствовала со стороны их родителей некоторую настороженность — пришлось водить по школе, объяснять, показывать убеждать: поверьте, хуже здесь не будет. У нас начальный блок отделен, здесь созданы все условия для образования, прекрасное питание — может быть, даже лучше, чем в детском саду (у нас же в прошлом году поставили новейшее оборудование, тот же пароконвектомат готовит пищу даже без прикосновения человеческих рук, качество пищи значительно улучшилось!)...

Валентина Сапунова: «Не бойтесь идти в школу!»

Аргументы «за»

Действительно, нелегко убедить родителей, что школа на голову выше любого детского сада — в первую очередь, в плане образования. Но Валентина Марковна Сапунова не упускает случая сказать мамам и папам об этом:

- Школа годами, веками складывалась: школа призвана сразу же закладывать ЗНАНИЯ. К тому же у нас, например, есть прекрасный медицинский, стоматологический кабинеты (стоматкабинет, кстати, признан лучшим в городе), огромная сеть дополнительного образования — у нас в гимназии 36 бесплатных кружков, клубы по 400 кв. метров в цокольном этаже, спортивные секции, хор, ансамбли... В гимназии 12 детских общественных движений, которым оказывается всесторонняя помощь со стороны педагогического коллектива. Особое место в учебно-воспитательной деятельности гимназии занимает работа в системе дополнительного образования. Итоги работы в системе дополнительного образования анализируются по результатам участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, смотрах, через анкетирование детей и родителей. Для развития дополнительного образования имеется хорошая база: 2 кабинета музыки, актовый зал на 150 мест, 3 спортивных зала, 2 тренажерных зала, помещения для спортивных кружков и туристического клуба, зал хореографии. Занятость учащихся в кружках и секциях дополнительного образования гимназии составляет 77 процентов.

- Слышала я от родителей и такой аргумент: в начальной школе - детском саду учились дети с ограниченными возможностями. Мол, их приход в школу — дополнительный стресс...

Валентина Сапунова: «Не бойтесь идти в школу!»

- Да что вы! Я хочу сказать, что наша гимназия попала в краевой проект инклюзивного обучения детей: нам выделено два миллиона рублей, часть которых пойдет на приобретение автомобиля для доставки детей-инвалидов в школу, бассейн, на городские мероприятия. Другая часть средств пойдет на переоборудование по современным стандартам кабинета здоровья, который уже много лет функционирует в гимназии. У ребят-колясочников будет «шагающий» по лестницам подъемник, пандус к отдельному входу. Эти дети смогут учиться и жить вместе со здоровыми детьми. Это прекрасная возможность для «взаимовоспитания»: обычные дети должны быть милосердными, сострадательными, а ребенок-инвалид тоже должен чувствовать себя на равных с ними: когда он будет понимать, что его здесь не жалеют, с ним не сюсюкаются, а принимают за своего — разве это не здорово?! Ведь раньше такой ребенок находился только дома на индивидуальном обучении, не видел и не знал никакого детского коллектива. А это малыша сильно изолирует от общества. У нас очень много примеров: мы выпустили несколько детей-колясочников, у нас учился мальчик с ДЦП (он сейчас учится в университете и в школу приходит в гости). Я только за то, чтобы дети учились вместе!

Мы возвращаемся к традиции

Усматривать в переменах только чью-то злую волю Валентина Марковна Сапунова не склонна: она убеждена, что в данной проблеме был в нужное русло направлен административный ресурс. Хотя бы потому, что город не только получил столь необходимые 300 мест в детских садах, но и потому, что такое решение позволит вернуться к традиции в начальном образовании:

- У меня, как у директора, позиция очень четкая: ребенок должен ходить в детский сад и получить дошкольное образование, - говорит Сапунова. - А потом он должен идти в первый класс и проходить обучение в школе — с 1-го по 11-й класс. Не зря раньше была разработана именно такая система образования — над ней работали отнюдь не глупые люди — ученые-педагоги, психологи, врачи. И это все было очень четко взвешено и выверено — когда ребенку войти легче в новый социум — в 7 или в 12 лет. В семь (это было доказано наукой и практикой!) — легче, чем в 12 — и физиологически, и интеллектуально, и психологически! Мне понятно, почему родители так ревностно отдаляют своих детей от школы — они хотят оградить свое чадо от огромного психологического стресса — перехода из детсада в школу. Ну и о себе думают — это же так удобно: сдал малыша в сад-школу на целый день, и спокоен за него — уроки выполнены, дитя накормлено и присмотрено. Но для ребенка школа-детсад с его тепличными условиями — это медвежья услуга. Посмотрите, целые поколения выросли без этой формы обучения, приходили либо прямо из семьи в школы, либо из детсада. И ничего! Во взрослую школу ребенок, получается, входит в 12 лет — это как с большого комфортабельного лайнера его неожиданно в холодный океан бросают! Разве это не стресс? Как бы не больший, чем с первого класса в обычную начальную школу идти!

Валентина Сапунова: «Не бойтесь идти в школу!»

Мы прогулялись по 9-й гимназии и убедились: здесь учащимся начальной школы и в самом деле будет комфортно: в холле есть игровое пространство — чуть ли не как в детском саду — с горками, лесенками. Столовая — прекрасная. А в зале здоровья — «сухой бассейн», люстры Чижевского, аппарат для ароматизации воздуха, телевизор. Скоро эта комната пополнится и современным оборудованием для релаксации. Во дворе — озелененная территория, где есть даже экзотические растения и «уголок детства» - с грибами-мухоморами на клумбе, сказочной мельницей. Спортзалы оборудованы всем необходимым, а в планах — еще и строительство плавательного бассейна на школьной территории. Бояться и вправду нечего, можно смело идти в 9-ю гимназию! Кстати, я могу подтвердить слова ее директора «личным» опытом: мой крестник пошел сюда во второй класс в прошлом году, и мама его очень довольна — воспитанием, образованием, продленкой, которая здесь функционирует по желанию родителей — в удобное для них время — можно даже до 18 часов. Чем не школа полного дня, о которой так много говорит президент и правительство?

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
все здесь написанное конечно верно. но есть же и положительный опыт,зачем же ломать то хорошее что было . у нас почему-то если рушат-то до основания. садиков еще настроят, а вот тот бесценный пед. опыт, прекоасный педколлетив,то что наработано годами что что было накоплено не вернуть уже никогда. поверьте никакая школа не даст ребенку то что он получал в начальной школе-детском саду. оставили бы хотя бы одну в городе. очень жаль....
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Уважаемая Валентина Марковна. Как вы можете публиковать в газете лживые сведения о школах- детских садах. После прочтения этой статьи складывается мнение, что вы выучили заготовленные фразы и теперь пытаетесь убедить всех в том, в чем сами не уверены. Для человека занимающего пост директора школы должно быть стыдно перед вашими коллегами...
1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов