Варежки для бабушки отошлю на фронт...

Наталья Ардалина
Раненые бойцы в школьном сквере в окружении детей. Фото из школьного архива
Раненые бойцы в школьном сквере в окружении детей. Фото из школьного архива

В начале войны на территории Ставрополя были развернуты сразу несколько эвакуационных госпиталей. Один из них — в здании школы № 8. Учеников распределили по соседним школам — 64-й, 4-й, 12-й. Но после уроков они, возвращаясь домой, обязательно забегали в родное учебное заведение, помогали санитаркам, раненым, писали письма за тех, кто не мог сделать это своими руками.

План развертывания госпиталей в крае на 31 325 коек за счет больниц, санаториев, домов отдыха и других помещений был утвержден крайисполкомом 12 июля 1941-го. Работа закипела практически сразу. Даже в такое сложное время находили необходимые средства: 20 августа горисполком краевой столицы утвердил сметы на переоборудование зданий школ под госпитали. СШ № 8 было выделено 46,56 тыс. рублей и еще 62,72 тыс. рублей на надворные постройки: на склад № I - амуничный, № 2 — продовольственный. Девятой школе выделили 94,43 тыс. рублей; СШ № 11 - 170 тыс. рублей (данные из Государственного архива Ставропольского края).

Одна из учениц 8-й школы – Людмила Гущина в то время жила на улице Ярмарочной (сейчас - улица Войтика). Девочку с началом переоборудования здания под госпиталь перевели в среднюю школу № 12. Позже она вспоминала об этом времени: «Всё, что происходило в школе, мы, дети, видели и знали. Не помню, кто, но нас привлекли к работе в госпитале. Мы занимались уборкой, уходом за ранеными, выступали с концертами...» Одно из стихотворений, которое девочка Люда читала раненым, она запомнила на всю жизнь:

Дети помогали раненым писать письма домой. Фото из школьного архива
Дети помогали раненым писать письма домой. Фото из школьного архива

Бабушке Варварушке я связала варежки,
Думала, подумала и дарить раздумала,
Отошлю на фронт бойцу,
Вдруг достанутся отцу?
Ну а если не отцу,
то другому храбрецу.
Будет рад и он, и я,
и Варварушка моя!

Раненые с удовольствием общались с детьми. В теплое время года школьный сквер был хорошим местом отдыха для раненых. Детвора буквально облепляла солдатиков, которые сами только недавно покинули школьную скамью, и с замиранием сердца слушала рассказы о передовой. Снимки тех лет живо передают легкость и непосредственность общения бойцов, восстанавливавших свои силы после ранений, с детьми, чьи отцы тоже находились на фронте. Это было важно и для первых, и для вторых.

С наступлением зимы на улицу уже было не выйти: ставропольские ветры и промозглая сырость никак не могли способствовать выздоровлению. Именно в такие дни в госпиталь, базировавшийся в 8-й школе, попал тогда еще будущий Герой Советского Союза Александр Алтунин. Раненный в шею и щеку, он продолжал командовать ротой, которая отступала под натиском превосходящих сил противника. Санинструктор был убит, перевязочные материалы закончились, лейтенант с каждой каплей крови терял жизненные силы, когда ему принесли записку от комбата капитана Николенко. Того тоже тяжело ранили, и он передал командование лейтенанту Алтунину. Собрав последние силы, лейтенант добрался до штаба, где проходило совещание командиров батальонов, и здесь уже потерял сознание от потери крови.

Дальше был госпиталь в Феодосии, где Алтунин почти поправился. Но в ходе спешной эвакуации лейтенанту пришлось нести на себе соседа по палате, полковника, которому ампутировали ноги. В результате свежие швы разошлись, и Алтунин был отправлен в Ворошиловск (Ставрополь). А здесь, в госпитале, неожиданно встретил своего раненого командира. Вот как он позже вспоминал эти дни: «Томительно течет время в Ворошиловске. Вспоминаю Сочи, где целые дни проводил в парках. Здесь двери госпиталя закрыты - зима в самом разгаре.

Во время перевязки случайно услышал разговор об ухудшении здоровья капитана Николаенко. «Неужели комбат?» - подумал я встревоженно. У сестры узнал номер палаты.

Выписка. Фото из школьного архива
Выписка. Фото из школьного архива

«Алтунин! И ты здесь? - удивленно развел руками Николаенко, когда я предстал перед ним. - Вот не ожидал тебя здесь увидеть, думал, батальоном командуешь… Ну, как дела в полку? Давно оттуда?..»

Из госпиталя часто пишу домой. Ответные письма не радуют: от отца все еще нет вестей. Между тем раны мои затянулись, и во второй половине февраля 1942 года медицинская комиссия госпиталя выписала меня в строй. Солнечным днём покидаю госпиталь. Зажав в руке крохотный сверток, в котором поместилось все моё имущество, полотенце и кусок мыла, топаю на вокзал, чтобы выехать в Армавир в распоряжение отдела кадров военного округа».

Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин тоже оказался среди тех, кто волей судьбы попал именно в этот госпиталь. Провел он здесь совсем немного времени, однако после войны ученики восстановленной школы вели переписку с легендарным летчиком, а в 1969 году Покрышкин даже приезжал в гости к пионерам. Восстановленное из руин здание школы только снаружи напоминало бывший госпиталь. Внутри вместо больничных палат — светлые классы, а вместо суровых и усталых докторов - детские улыбки.

школы, ВОВ, тыл

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление