Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Взгляд из автомобиля

Юрий Кузьминых

У хорошо известного всем ставропольцам моста, стоящего у начала спуска Невинномысского шоссе в долину Егорлыка, сворачиваем на старую асфальтированную дорогу, ведущую через нижнюю часть Татарки в хутор Верхнеегорлыкский. На его восточной окраине намечена первая встреча с велогруппой, отправившейся в пробег перед нами.

В двух километрах за селом справа от трассы едва заметно проглядывают у нижней границы леса опоры мосточка-тоннеля, и наш УАЗ идет на сближение с насыпью «Туапсинки».

Далее путь пролегает по оползневым участкам юго-восточного склона Лысой горы к перекинутому через сухую балку трехпролетному бетонному мосту. Оставляем машину внизу и взбираемся на него со стороны южной опоры. Сооружение находится в прекрасном техническом состоянии: ровная, будто вчера забетонированная площадка. Кажется, уложи шпалы, зафиксируй рельсы, благо из бетона и сейчас торчат крепежные петли, как из-за бугра покажется грузовой состав, натужно ведомый пыхтящим трудягой паровозом…

Метрах в трехстах к югу от моста среди выжженной солнцем степи затерялся столь же старый, как мост, пруд. Ржаво-желто-зеленые пятна водорослей, процентов на тридцать-сорок затянувшие водное зеркало, насыщенная синевой глубокодонная толща, меняющееся в зависимости от облачности освещение придают водоему особый шарм. С его берегов роскошно смотрится будто к самому небу вознесшаяся Лысая гора с зеленой каемкой леса по бровке правой части плато.

В лесу пока не заметно желтизны, но после первого сентябрьского дождичка погода приобрела чисто осенние черты: под утро всего 10 — 12 градусов …

Но нам пора обратно в дорогу. Скоро – назначенное время встречи.

У показавшегося вдали огромного виадука различаем силуэты в ярких разноцветных майках. Это – уже поджидающие нас велосипедисты.

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Взгляд из автомобиля

По Недреманному к Надзорному

После фотосессии возле главного железнодорожного сооружения на окраине хутора совместно выдвигаемся к Малому Верхнеегорлыкскому пятипролетному мосту, находящемуся в трехстах метрах северо-восточнее своего большого «брата».

В левобережье, за виадуком, сооруженным с целью перехода железной дороги с одной стороны егорлыкской долины на другую, по прекрасно сохранившейся насыпи в сторону Сенгилеевской котловины тянется грейдер.

Даем ребятам возможность оторваться от нас, а сами, держа велосипедистов в поле зрения, неспешно катим следом.

Встающий на пути танковый полигон спортсменам и группе сопровождения приходится объезжать по склонам Недреманного хребта. После чего мы снова спускаемся к его подножию. Оставляя справа по ходу движения поселок Тоннельный, трясемся по грунтовке параллельно насыпи к кубанскому обрыву.

У входного портала Невинномысского канала выскакиваем на асфальт и снова наблюдаем ушедших в отрыв велосипедистов.

Не заходя в село Надзорное, поворачиваем на дорогу, стелющуюся вдоль кромки пойменного леса в направлении станицы Николаевской. За спиной, отдаляясь все дальше и дальше, остаются обволакиваемые дымкой силуэты Стрижамента и Недреманной. Сохранившиеся гидротехнические сооружения и насыпь Туапсинской «железки» прослеживаются на склонах западных отрогов Ставропольской возвышенности.

К полудню наша группа достигает станичных окраин и, сблизившись по бывшей железнодорожной насыпи до расстояния в семь-восемь метров с оконечностью Николаевского виадука, останавливается на обед.

Не менее впечатляюще, чем железобетонное сооружение, выглядит сухой глиняный каньон, через который столетие назад был перекинут 52-метровой длины 4-арочный монолит высотой в 20 метров. От моста прекрасно просматривается главенствующая на севере треугольная вершина горы Баба, на склонах которой рождается иногда доносящая свои воды до далекого Сенгилея река Земзюлька, в прошлом, по свидетельству Ф. Ф. Арканникова (1885), весьма богатая водой, в которой водились раки и щуки.

«В 7 верстах от станицы Николаевской, – как писал тот же автор, – на северо-западе находится большой курган, южная часть которого покрыта лесом; курган имеет форму сахарной головы и называется Острым».

От описания природных объектов вернемся к материальным свидетельствам существования «железки» в здешних местах. О делах давно минувших дней говорит нам виднеющийся впереди, за мостом, силуэт водонапорной башни самой крупной на участке от Армавира до Ставрополя железнодорожной станции, с рассказа о которой мы начнем повествование о заключительном этапе автовелопутешествия.

Станция, которой нет

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Взгляд из автомобиля

Станция Николаевская являлась самой крупной на ставропольском участке Туапсинской железной дороги и располагалась на расстоянии примерно одной трети пути от Армавира к Ставрополю. На бывшей станционной территории в той или иной степени сохранился весь комплекс сооружений, необходимых для разъезда встречных поездов, посадки-высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ с товарными составами и заправки локомотивов водой.

Самыми стойкими к коррозии лет оказались водонапорная башня и грузовая платформа. Рядом с величественным железобетонным строением и сегодня продолжает существовать подземный резервуар, после закрытия железной дороги долгие годы снабжавший водой жителей соседней станицы.

Не предпринимая каких-либо усилий, ребята находят в траве заржавевшие металлические предметы и детали, применявшиеся во времена строительства и эксплуатации «Туапсинки».

К западу от Николаевской по бывшей железнодорожной насыпи проложена грейдерная дорога. Пока мы продолжаем бродить по заросшей сорняками станционной территории, велосипедисты уходят в очередной отрыв.

…Стрелка уазовского спидометра пляшет между числами «70» и «80», а спортсменов все не видно. Догоняем их только перед спуском в котловину. Западные отроги Ставропольской возвышенности богаты углеводородами, и близлежащие склоны усеяны работающими нефтяными насосами. Впервые характерная картина нефтедобывающего района встречается к северу от станицы Николаевской. Здесь же, в окрестностях хутора Веселого, отнюдь не нефть является главной достопримечательностью.

Доминанта, стержневой объект природно-культурного наследия Успенского района Краснодарского края – это 35-метровый железобетонный виадук, самый высокий на восточном участке «Туапсинки». Когда мы сближаемся с мостом, известным под именем Веселовского, в его арочных пролетах показывается пирамидальная вершина Острого Кургана, царящего над обширной кубанской поймой.

Велосипедисты оставляют двухколесные машины под опорами, водитель и пассажиры покидают УАЗ. Все мы устремляемся на мост. Разбросавшая свои щупальца к северу от виадука обширная овражно-балочная сеть, кажущийся бескрайним пойменный лес и дымящиеся костры хуторов и станиц – все как на ладони. А в проломах пешеходной зоны, да, да, имелась и такая вдоль проезжей части, глубоко внизу крохотными кажутся и машина, и тем более велосипеды…

Финишный рывок

Велоэкспедиция «Туапсинка»-2013». Взгляд из автомобиля

И опять ставший привычным порядок ухода на дистанцию: сначала основная группа на двухколесных машинах, с заметным отставанием – группа сопровождения.

За очередным мосточком оставляем насыпь по правую руку и катим по рассекающей поле подсолнечников колее к лесу, на окраине которого время от времени показываются бегущие по правобережному шоссе автомобили.

В полутора километрах восточнее хутора Державного все вместе выезжаем на асфальт. Велосипедисты яростнее прежнего налегают на педали. Володя Мастюгин, соблюдая дистанцию, ну чем не главный тренер велосборной, неспешно катит сзади. Спидометр фиксирует не только нашу, но и скорость велосипедистов – 25, 30, 35, а временами даже 40 и 45 км/ч. Молодцы!

Не забываем мы и о «Туапсинке». На данном отрезке пути следов ее былого существования сохранилось меньше: едва заметная насыпь и пропускные трубы под ней.

Велосипедисты поворачивают в станицу Убеженскую, а наш УАЗ продолжает движение по автодороге параллельно Кубани. На определенном этапе создается ощущение, что шоссе буквально врезается в возвышенность с останцами и увалами, замысловатой формы гребенчатым хребтиком с выходами то ли песчаников, то ли известняков.

Что можно сказать об этой фазе путешествия?

Очень живописная местность! В прогалах листвы виден широко шагнувший вдоль Кубань-реки город. Дорога делает изгиб и крутым серпантином «падает» в Старую Станицу. Ниже по течению над кубанской кручей сияет золотом куполов храм из красного кирпича. Рядом с собором сооружен огромный крест. У моста, разделяющего станичное правобережье и левобережную излучину, стоят друг против друга два трафарета «Прочноокопская. 1794» и «Армавир».

Довольно продолжительный по времени и расстоянию марш-бросок по городским магистралям заканчивается у железнодорожного вокзала. В начале XX века отсюда отправлялись составы в губернский центр.

На привокзальной площади станции Армавир-Туапсинский мы поджидаем велосипедистов. Дружная команда показывается на финише около пяти часов вечера. Триумфальный круг с флагом газеты – достойное завершение велопробега, посвященного предстоящему празднованию Дня города –2013.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Необходимо на каком нибудь сайте собрать подписи для обращения в соответсвующие органы для придания мостам статуса исторически охраняемых объектов, т.к. сегодня был свидетелем как цыгане с помощью крана увозили пролет небольшого моста для строительсва выгребной ямы. Мост разрушен, находился возле села Вольного под Армавиром. Также давайте соберем средства для установки каких нибудь табличек с информацией на всех мостах, т.к. люди в основном не знают об их прошлом и относятся как ненужным стройкам коммунизма.
1

Другие статьи в рубрике «Путешествия»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов