Вернуть деньги можно, но счет идет на минуты

Наталья Ардалина

Способов отъема денег у людей придумано бесчисленное множество. Сегодня среди самых популярных — мошенничества с использованием телефона. Эта тема поднималась уже неоднократно, и все равно люди продолжают попадаться на удочку и перечислять свои кровные неизвестно кому. На Ставрополье всплеск подобных преступлений начался в ноябре прошлого года, и активность преступников не спадает до сих пор. За прошедшие месяцы в крае зарегистрировано порядка 500 случаев телефонного мошенничества.


Вернуть деньги можно, но счет идет на минуты

Весь блок преступлений стандартно делится на два типа, рассказал на «круглом столе» в Главном управлении МВД России по Ставропольскому краю заместитель начальника генерал-майор полиции Юрий Алтынов (на фото). Причем мошенники становятся все изощреннее и находчивее. По сути, они по порядку набирают все телефонные номера и, если на той стороне человек вступает в диалог, начинают его «разводить».

Способ первый — я попал в беду

Здесь может быть несколько вариантов, но суть остается неизменной: человек приглушенным голосом торопливо выдает примерно следующее: «Мам (пап), я сбил человека, срочно нужна помощь». После чего в трубке звучит уверенный голос, который представляется следователем и сообщает, что помочь можно, но срочно нужно собрать деньги. Сумма варьируется от 20 тысяч рублей и выше. В крае были случаи, когда люди перечисляли на неизвестные счета более 200 тысяч рублей.

Есть одна особенность в этой категории преступлений, о которой редко кто задумывается: ведь на самом деле, пытаясь избавить своих близких от наказания, человек сам собирается совершить преступление - дать взятку должностному лицу. А потом идет к сотрудникам этого же ведомства за защитой своих имущественных прав — меня обманули, верните деньги!

Способ второй — ваша карта заблокирована

Обычно эта информация приходит в виде SMS-сообщения. И если человек перезванивает по указанному номеру, с ним начинают «работать». Держатель карты, выполняя инструкции якобы банковского работника, сам (!) идет к ближайшему банкомату и перечисляет средства на указанные счета или телефонные номера.

«Удивляет, насколько легко люди расстаются со своими сбережениями, - отметил Юрий Алтынов. - Все банковские работники предупреждены, они проводят разъяснительную работу с клиентами, особенно в тех случаях, когда пожилые люди пытаются снять или перечислить крупную сумму денег. Однако не всегда удается до них достучаться. Был случай, когда супруг пытался удержать пенсионерку от перечисления средств, но даже его она не послушалась и в итоге «подарила» мошенникам около 30 тысяч рублей».

Жертвы — люди пожилые

По статистике, жертвами телефонных мошенников становятся люди пенсионного возраста. Чаще это женщины — мамы, бабушки, с повышенным уровнем тревожности за своих чад. Звонки от преступников, как правило, раздаются рано утром или поздно вечером, когда внимание рассеянно, человек не может с уверенностью опознать голос, который звучит в трубке совсем недолго. В пожилом возрасте у людей есть и чисто физиологические особенности - снижение слуха. Наступает эмоциональный шок, когда человек не может адекватно реагировать на информацию и просто выполняет все данные инструкции.

Собственно, молодежь вполне может уберечь своих родных от телефонных преступников, достаточно всегда быть на связи и регулярно звонить близким, отметил председатель Общественного совета при ГУ МВД России по СК Владимир Сергеев.

Преступления, сложные для раскрытия

В основном звонки от телефонных мошенников поступают из других регионов, по большей части из мест лишения свободы. Одной и той же сим-картой пользуются не более недели, как правило, один-два дня. Поступившие средства моментально снимаются, после чего начинают «гулять» по другим телефонным номерам, электронным кошелькам и в итоге идут либо на оплату покупок в интернет-магазине, либо снимаются в банкомате. Присутствовавшие на совещании представители компаний сотовых операторов отметили, что иногда деньги «уходят» буквально на глазах, в тот момент, когда диспетчер пытается блокировать номер.

Сотовые операторы, со своей стороны, задумываются о том, как обезопасить абонентов. Рекомендации достаточно просты: если вы поняли, что перевели деньги мошенникам, счет идет буквально на минуты, нужно немедленно дозвониться в call-центр, сообщить номер телефона, на который отправили средства. В этом случае шанс вернуть свои кровные еще есть.

Операторов волнует и еще один вид мошенничества: на телефон приходит сообщение типа «Мам, у меня все в порядке, кинь 200 рублей на этот номер, позже перезвоню». Сумма по сравнению с предыдущими мизерная, но зато по количеству их гораздо больше.

Представители компаний активно взаимодействуют с органами охраны правопорядка, проводят уроки мобильной грамотности для школьников и студентов, рассылают своим абонентам сообщения о возможных мошенниках.

Дежурная часть в действии

А что же делать с теми сообщениями, которые почти наверняка приходили всем нам и остались проигнорированными? Полицейские предлагают не оставлять их без внимания, а сообщать о каждом подобном случае. Прямо на «круглом столе» журналисты провели эксперимент, насколько охотно дежурная часть принимает подобные заявления. Буквально утром в день совещания журналисту РЕН ТВ пришло сообщение типа «Мам, кинь денег на телефон». Молодой человек — явно не мама, разумеется, никуда деньги переводить не стал, позвонил на 02. Девушка-диспетчер, записав его данные, перевела звонок на дежурного; оперативный сотрудник сразу спросил, где находится заявитель, и группа отправилась по вызову.

Впрочем, на мой взгляд, это палка о двух концах: с одной стороны, конечно, есть шанс, что кого-то из преступников, рассылающих сообщения, поймают. С другой — факта мошенничества ведь еще не было. И если полиция начнет работать над каждой эсэмэской, то когда она будет расследовать реальные преступления?

Фото Александра Плотникова.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Происшествия»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов