Весенние премьеры Ставропольской филармонии

Тамара Коркина

135-летие со дня рождения великого русского композитора С.В. Рахманинова Государственная Ставропольская краевая филармония отметила двойной премьерой: в исполнении симфонического оркестра под управлением народного артиста РФ, профессора Валерия Хлебникова (г. Ростов-на-Дону) - дирижера, с творчеством которого ставропольцы познакомились впервые, прозвучали два гениальных творения мастера – симфоническая поэма «Остров мертвых» и «Рапсодия на тему Н. Паганини» для фортепиано с оркестром. Эти произведения, давно завоевавшие почетные места на мировом музыкальном олимпе, увы, нечасто звучат на концертных эстрадах, а в нашем городе вообще исполнялись впервые. О том, почему выбор пал именно на эти сочинения С. Рахманинова, ответил сам дирижер – гость нашего города Валерий Хлебников.

- «Остров мертвых» - одно из сложных и интереснейших сочинений композитора. Оно было написано под впечатлением от картины художника Беклина «Остров мертвых». Чтобы передать ощущение движения волн, Рахманинов использовал редкий размер - пять восьмых, и это только один из «подводных камней», из-за которых эта симфоническая поэма попала в разряд редко исполняемых.

Что касается «Рапсодии на тему Н. Паганини», то здесь очень важен хороший пианист. Играть фортепианные сочинения С. Рахманинова вообще сложно, ведь он был гениальным пианистом и рассчитывал на свои феноменальные природные данные: большие, сильные руки, длинные пальцы с необыкновенной растяжкой, о которой еще при жизни автора ходили легенды... В концерте, который состоялся 9 апреля в зале филармонии, «Рапсодию» с большим успехом исполнила великолепная пианистка, лауреат I премии Международного конкурса пианистов в г. Ереване Софья Бугаян.

- Концерты известных пианистов, не говоря уже о других солистах–инструменталистах, в Ставрополе бывают нечасто. В нашем городе в почете вокалисты. Именно они уже много лет подряд «возглавляют» традиционный фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Чем Вы можете объяснить эту особенность и есть ли подобные пристрастия в других городах?

- В каждом крупном городе в силу ряда причин есть свои музыкальные пристрастия. К примеру, в Ростове-на-Дону с большим интересом относятся к пианистам. Возможно, это потому, что в Ростовской консерватории сейчас очень сильное фортепианное отделение во главе с великолепным педагогом, профессором С.И. Осипенко. Ставрополье - край аграрный, певучий, может быть, поэтому здесь в почете именно пение, вокал. Во Владикавказе, где я уже более пяти лет являюсь художественным руководителем и главным дирижером Национального оркестра Северной Осетии-Алании, тоже больше любят вокальную музыку.

- Валерий Владимирович, многие знают Вас как великолепного гобоиста – одного из лучших в нашей стране, а как складывался Ваш дирижерский путь?

- Мне повезло: в Ленинградской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования я учился у выдающегося педагога, профессора, народного артиста РФ Равиля Мартынова. До этого мне довелось работать в лучших оркестрах страны под управлением таких мастеров, как Е. Мравинский, Ю. Темирканов, Г. Рождественский, В. Гергиев, Е. Светланов, В. Дударова и других. С 1986 года я был дирижером ансамбля старинной музыки «Камерата». Сейчас работаю с Национальным оркестром Северной Осетии, с оркестрами Волгограда, Донецка, Ростова-на-Дону, Ярославля и другими.

- Музыка каких композиторов Вам особенно близка, интересна?

- Люблю Й. Брамса, П.И. Чайковского, интересно работать с произведениями современных композиторов. Со своим оркестром часто исполняю произведения выпускников и студентов Ростовской консерватории.

- Валерий Владимирович, в Ставрополе в качестве дирижера Вы выступаете впервые. Наш симфонический оркестр сейчас переживает непростые времена: не хватает музыкантов, некоторых инструментов – фаготов, контрабасов вообще нет... И всё же каково Ваше впечатление о коллективе и филармонии?

- В Ставрополе мне работается очень хорошо. Первое, на что я обратил внимание, – уютное здание филармонии, в котором приятно находиться и работать. За что, несомненно, большое спасибо директору филармонии В.В. Куникиной. Чувствуется, что Валентина Викторовна любит своё дело, а главное – понимает необходимость существования симфонического оркестра. Это редкость и большой подарок для музыкантов и меломанов. Я думаю, что ставропольцы гордятся тем, что у них есть замечательная возможность слушать ваш профессиональный оркестр. Действительно, это коллектив профессионалов, в котором работают заинтересованные музыканты, с огромным желанием играть и с большим творческим потенциалом. Проблемы есть. В оркестре нет группы контрабасов, нет фаготов. Потому что в городе нет учебного заведения, готовящего таких музыкантов. Но этот вопрос решаем. На данном этапе со мной приехали два музыканта из Ростовского симфонического оркестра.

В заключение хочу пожелать вам поскорее решить вопрос с комплектацией симфонического оркестра. Думаю, у вас это получится. Ведь сегодня не только за рубежом, но и в нашей стране визитной карточкой любого крупного города стали симфонические оркестры. Желаю и вам того же. В добрый час!

Татьяна ДИЕВА, музыковед.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов