Весна в Ставрополе началась с премьеры мюзикла «Леонардо»

Ольга Метёлкина

Весна в Ставрополе началась  с премьеры мюзикла «Леонардо»

Март – месяц особенный. И не только потому, что с него начинается календарная весна. Такого количества творческих праздников, как в марте, нет ни в одном другом месяце. Мы уже отметили международные дни писателя, кукольника, День работников культуры России и Всемирный день поэзии, и теперь настало время для Международного дня театра. Праздник этот отмечают как сами служители Мельпомены, так и все, кто с замиранием сердца ждет третьего звонка в зале, кто всей душой любит театральное искусство.

Нынешний март в Ставропольском академическом театре драмы имени М. Лермонтова начался с музыкальной, романтической премьеры. К ней готовились давно, и хотя название и жанр спектакля стали известны ещё в конце прошлого сезона, основные приготовления были скрыты от публики завесой загадочности. Сама идея поставить на сцене театра драмы мюзикл композитора Кима Брейтбурга «Леонардо» была довольно рискованной и дерзкой. Рассказывает режиссёр-постановщик спектакля народная артистка РФ Наталья Зубкова:

- Всё началось с того, что наш директор Евгений Иванович Луганский повстречался в Москве с Кимом Брейтбургом, и у них возникла идея поставить в Ставрополе мюзикл. Правда, до этого композитор работал только с музыкальными театрами. Но, поскольку у нас уже был опыт постановки музыкальных спектаклей - «Собор Парижской Богоматери», «Ромео и Джульетта», решено было попробовать.

Необычность проекта заключалась в том, что наряду с профессиональными актёрами театра драмы в проекте должны были принять участие ещё и приглашённые вокалисты. К. Брейтбург специально приезжал в Ставрополь проводить кастинг. Вместе с режиссёром и целой творческой командой он прослушал более ста певцов. А когда исполнители главных партий были определены, перед режиссёром Н. Зубковой встала дополнительная задача – за достаточно короткое время обучить актерскому мастерству тех, для кого «Леонардо» открыл путь на драматическую сцену.

Либретто мюзикла и тексты вокальных партий принадлежат хорошо известному российскому поэту-песеннику Евгению Муравьёву. Сегодня легче сказать, кто из эстрадных и поп-звёзд не исполняет песни на его стихи, чем перечислить тех, кто творчески сотрудничает с этим автором. Стиль Е. Муравьева легко улавливается и в мюзикле, тексты романтических баллад в сочетании с музыкой К. Брейтбурга запоминаются с первого прослушивания, и неудивительно, что выходящие из театра зрители напевают их.

Сюжетная линия «Леонардо» не имеет реальной исторической основы. Пожалуй, авторы поступили честно по отношению к зрителям, которые, возможно, захотели бы найти в этой романтической истории биографические и фактические совпадения с жизнеописанием великого учёного, изобретателя, художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи: они обозначили жанр спектакля как мюзикл-комикс. Сцены и герои меняются действительно как картинки в комиксах, и нет нужды искать глубокого философского смысла в том, что происходит в судьбах главных героев и всех, кто их окружает.

Весна в Ставрополе началась  с премьеры мюзикла «Леонардо»

В роли Леонардо ставропольские зрители имеют возможность увидеть двух молодых актёров — уже хорошо знакомого по многочисленным спектаклям на сцене театра драмы Владислава Таранова, а в другом составе — Станислава Жандарова, выразительный вокал которого уже нашёл своих поклонников среди театралов. Каждый из них по-своему интересен в этой роли. Главное, не задумываться над тем, что во время событий, происходивших, по авторскому замыслу, во Флоренции начала XVI века (когда и создавался «портрет госпожи Лизы дель Джокондо»), самому Леонардо было уже более 50 лет. Но я уже остановилась на том, что не стоит искать в мюзикле-комиксе исторических соответствий...

Исполнительниц роли Моны Лизы тоже две. И, что самое любопытное, они раньше не играли в театре. Как рассказала режиссер Н. Зубкова, по условиям К. Брейтбурга актрисы на эту роль должны обладать академическим вокалом. Одна из них, Елена Коломийцева, выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных. В лице Елены театр приобрёл не только актрису, но и профессионального педагога по вокалу. Как отметила Наталья Зубкова, другая исполнительница роли Моны Лизы – студентка Ставропольского аграрного университета Галина Наумова, тоже - обладательница очень красивого голоса. А сочетание вокала с природной грацией и яркой внешностью Галины сделало образ её героини особенно запоминающимся.

Кстати, среди женских персонажей спектакля Джоконда не единственная женщина, чей образ покоряет зрителей. Обаяние и непосредственность юной Джоанны, которая, переодевшись юношей, проникает в дом Леонардо, может поспорить с красотой Моны Лизы. Актриса Ольга Буряк наполняет этот образ не свойственным комиксу драматизмом и психологической глубиной чувств героини. Во втором составе роль Джоанны исполняет студентка Северо-Кавказского федерального университета Бэлла Аванесова. Этот театральный дебют потребовал от будущей журналистки колоссальных творческих затрат, и зрители отмечают, что исполнительнице многое удалось. На этом «связь с прессой» в проекте не заканчивается. Я имею в виду то, что в одном из актёрских составов роль Зороастро исполняет журналист ГТРК «Ставрополье» Андрей Шворнев, имеющий в своём активе актёрский диплом ВГИКа.

Весна в Ставрополе началась  с премьеры мюзикла «Леонардо»

Можно смело предположить, что участие в столь необычном проекте интересно как приглашенным, так и штатным актёрам театра. Он дал возможность почувствовать настоящий кураж от работы и тем, и другим. Зрителей, которые еще не видели спектакля, ждёт встреча с целым рядом ярких образов в исполнении Ильи Калинина (герцог Моро), Ларисы Урбан (герцогиня Беатриче), Евгения Задорожного (Андреа), Оксаны Винниковой (Лукреция), Владимира Лепы (Джузеппе) и других актёров.

Каким простым женским очарованием пронизан образ Матурины, в которую перевоплощается заслуженная артистка РФ Светлана Колганова. Её героиня живёт незамысловатыми человеческими чувствами: любит своего чудаковатого Зороастро, жалеет терзаемую муками совести Джоанну, переживает за влюбленного Леонардо.
А вот актёру Игорю Барташу выпал шанс нарочито шаржированно сыграть настоящего злодея. Священник Савонарола в его исполнении буквально кипит ненавистью к свободомыслящему и раскрепощенному Леонардо. Перекошенное злобой лицо этого персонажа подсказывает, что не зря он так негодует, не всё так безоблачно в столице Флорентийской республики. И уж совсем не хочется осуждать доминиканского священника за его гомофобские убеждения и борьбу за нравственность, которой славился реальный Савонарола, ставший прототипом персонажа мюзикла. Смущает разве что очередная нестыковка в сюжете: к тому времени, когда Леонардо начал писать портрет Моны Лизы, злодей монах был уже жестоко казнён и не мог причинить вреда художнику.

Но оставим придирки и остановимся на том, что это всего лишь музыкальная фантазия, созданная для зрителей, которые предпочитают получать в театре исключительно положительные эмоции от хорошей музыки, вокальных партий, выразительной игры актёров и красивых костюмов.

Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов