Восьмое Марта в прошлом и настоящем

 

Восьмое Марта в прошлом и настоящем
Международный женский день, как и многое из наследия советского периода, ныне подвергается весьма разнообразной и оригинальной критике. В канун этого замечательного весеннего праздника хочется вспомнить, за что боролись женщины мира в этот день и что у них получилось.

Критика «советского» происхождения праздника указывает на следующее. В борьбе за равноправие с мужчинами женщины добились не почета и уважения, а появления таких оригинальных профессий, как, например, асфальтоукладчица. Путем нехитрой манипуляции с фактами нас стараются убедить, что до начала борьбы за равные права никто бы не допустил женщин к тяжелому труду.

На самом деле все было «с точностью до наоборот». Когда 8 марта 1857 года нью-йоркские текстильщицы вышли на демонстрацию, они как раз требовали улучшения ужасных условий труда, сокращения шестнадцатичасового рабочего дня и равной оплаты с работниками-мужчинами. Того факта, что жен-щины работали в то время дольше мужчин, добившихся десятичасового рабочего дня, и получали меньше за тот же объем работы, никто не отрицает. Вдумайтесь – работали больше и дольше, а получали меньше!

Таким образом, все основания бороться за свои права у женщин были. С другой стороны, факт проведения женской демонстрации в 1857 году в Нью-Йорке многие исследователи считают легендой, придуманной в середине ХХ века в качестве альтернативы политическому и социалистическому происхождению праздника.

Действительно, идея отмечать в начале весны день борьбы за права женщин, а потом и праздновать его, принадлежит социалистам.

Не вызывает сомнений тот факт, что 8 марта 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической женской организации под лозунгами о предоставлении равных прав женщинам состоялась крупная демонстрация. Более 15000 женщин прошли маршем по городу с требованиями как трудовых, так и избирательных прав.

27 августа 1910 года немецкая социалистка Клара Цеткин предложила учредить день борьбы за права женщин. Это случилось на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене. Идея была подхвачена женщинами ряда европейских стран. Начали отмечать этот день и в России.

Это принесло ожидаемые плоды. Улучшалось положение в области охраны труда. Впервые в мире право голоса было предоставлено женщинам в Великом княжестве Финляндском, входившем в состав России. До конца Первой мировой войны оно появилось в ряде стран – Австралии, Норвегии, Дании, Исландии.

А в 1918 году появляется первая в мире конституция, закрепившая равноправие людей вне зависимости от пола. Это была Конституция Советской России. В следующем году избирательных прав добились женщины США. Впрочем, далеко не везде женщины проявляли активность в данном вопросе. Соответственно, в ряде стран никто не торопился предоставлять им равные права. Например, считающаяся весьма демократичной Швейцария предоставила женщинам избирательные права лишь в 1977 году.

От приверженцев традиций нередко приходится слышать о вредоносности равноправия. Якобы итогом борьбы стала не защита женщины, а разрушение традиционной семьи. На самом деле разрушение традиционной семьи связано, в первую очередь, с урбанизацией и массовым привлечением женщин и детей к тяжелому фабричному труду. Да и тяжелый крестьянский труд, хоть и сплачивал семью, но означал высокую детскую смертность, особенно если ребенок появлялся на свет перед уборкой урожая. Например, среди крестьян до-революционной России детская смертность была намного выше, чем в Европе.

Но, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что борьбой за права женщин занимались не только те, кто просто желал избавить их от гнета и тяжелых условий труда. Феминистское движение длительное время развивалось именно в этом направлении, но к началу ХХ века в нем действительно появляются «антисемейные мотивы». Дальше всех пошла Маргарет Зангер, основательница Международной ассоциации планирования семьи. Помимо феминистской риторики в её выступлениях и книгах содержались мальтузианские и расистские идеи. Она призывала к применению евгеники, к стерилизации «неполноценных», к пропаганде абортов и т.д. Имея колоссальную популярность в США, чему не помешало даже банкротство идей германского нацизма, весьма схожих с идеями Зангер, она смогла выйти и на международный уровень. Идеи планирования семьи, проникнутые мальтузианскими мотивами, набирают популярность и в нашей стране. Результатом становится снижение рождаемости, рост числа абортов и увеличение числа разводов. Многие авторы аргументированно доказывают причинно-следственную связь между этими явлениями. Идеи планирования семьи идут в ногу с идеями феминизма. Впрочем, сама Зангер не называла себя феминистской.

Феминизм и борьба с традиционалистами за переход от четких и одинаковых для всех моральных норм к толерантности является поистине бичом современного западного общества. В полном соответствии с диалектическими закономерностями боролись за равноправие, и появился праздник. Бороться продолжили и зашли столь далеко, что и праздник-то теперь не праздник – а повод обидеться на «оскорбительные» знаки внимания.

Впрочем, для нашей страны актуально и еще одно возражение. Многие православные публицисты указывают на недопустимость празднования 8 Марта. Особенную оригинальность в данном вопросе проявил диакон Андрей Кураев. Диакон утверждает, что дата связана с еврейским праздником Пурим. О Пуриме он пишет, как о праздновании дня резни иудеями персов. В Ветхом Завете так все и описано. Однако утверждать, что немка Клара Цеткин руководствовалась именно этими мотивами при выборе даты, весьма сложно. Хотя главное не это. В нашей стране это праздник женщин, а о Пуриме до появления ярких полемических работ Кураева мало кто знал. Важнее то, что люди вкладывают в праздник, а не то, поблизости с какой именно датой он расположен в календаре.

Гораздо состоятельнее критика того, что праздник приходится на дни Великого поста. Так, протоиерей Андрей Устюжанин рекомендует верующей женщине уклониться от участия в празднике на работе, не обижая коллег, тепло поблагодарить их за поздравления. В одном он прав и с точки зрения православного, и с точки зрения просто нравственного человека. Поздравления в этот день постепенно утрачивают целомудренность. Люди все больше идут по пути навязываемых массовой культурой представлений о том, что современная женщина – прежде всего соблазнительница.

Мне кажется, что нам нужно праздновать этот день не как день соблазнительницы, а как день матерей и сестер, жен и дочерей. Именно в нашей стране такое отношение к женщине не утрачено. И очень важно не утратить его. Не поддаться соблазну ни воинствующего феминизма, ни его идейной противоположности – отношению к женщине как к сексуальному объекту.

Я, как любящий сын, верный муж и счастливый отец маленькой дочки, очень надеюсь, что у нас получится.

С праздником вас, дорогие женщины!

Валерий Сибирцев.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Афтар пишы исчо. Да, от социалистических идей появилось то немногое хорошее, чего раньше не было. Что сейчас пытаются всяческим способом заболтать, очернить. Информацию в массы. Репект и уважуха афтару! З. Ы.: г-жа Олимпия де Гуж, усмотревшая в Декларации прав человека и гражданина ущемление прав и свобод женщин и опубликовавшая в 1971 году собственную декларацию прав женщины и гражданки, была осуждена на смерть. С праздником, милые дамы!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Вот вчера Патриарх стал почетным доктором научного ядерного центра. Любопытно, как это прокомментируют церковники? В принципе не вызывает сомнений, что они докажут про то, что слон произошел из гвоздя; я хотел сказать, что оправдают своего работодателя. Не укладывается в голове то, что произошло. Да ведь только одно бы его слово!...и чиновники сами бы заживо загрызли инициатора такого мероприятия. Ведь так мы дойдем до того, что церковники станут духовниками военных проектов (типа бактериологического оружия, например). Это противоречит богословским догматам (в противовес им предлагается девиз: Я ПРАВ!) и уводит в сторону от исполнения заповедей.(А результат будет такой же, как и на Олимпиаде в Ванкувере? Почему нет?) Впрочем, если я ошибаюсь в оценке этого события,- не велика беда и обществу это никакого вреда не принесет. А если не ошибаюсь? К какой беде все это приведет народ православный? Возможно,как минимум, к очередному расколу? Разве это не видно по динамике проиходящих событий?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Когда-то Кураев назвал буддизм "сатанизмом для интеллигенции". То, что буддизм вовсе не миролюбив, это правда. Но вот богословие Кураева это самое настоящее "богословие для интеллигенции". И раскол в православной пастве может случиться, но не по линии "наука - религия", по линии социального, имущественного раскола; к сожалению, иерархи и их PR-агенты, типа Кураева не замечают того, чем и как живут простые православные. Некоторое время назад Кураев вообще поставил крест на русских, призвав обращать китайцев. Это вообще комментировать не хочется.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Обсуждение темы, затронутой автором, явно назрело. В Русском журнале опубликована на аналогичную тему статья Т.Макаровой, и взгляды диакона Кураева тоже подвергнуты критике - http://www.russ.ru/pole/Mezhdunarodnyj-russkij-prazdnik. Но по-моему, лучшим доказательством неправоты Кураева является неприятие праздника 8 марта людьми, взгляды которых от его должны быть, вроде бы, далеки. Вот текст беседы о 8 марта Е.Альбац, И. Хакамады и Я.Яковлевой на Эхо Москвы - http://www.echo.msk.ru/programs/albac/661509-echo/. Хотя по мере чтения иногда возникает впечатление о шизофрении беседующих, злобное неприятие праздника у них, несомненно, такое же. В очередной раз, хотя и наверное, бесполезно, хочется обратить внимание подобных Кураеву, "патриотов" и "традиционалистов", ушибленных на почве антисоветизма - не замечаете, с кем вы все чаще стоите в одном строю локоть к локтю? Хотя сам Кураев, видимо, это давнппонял и чётко держит этот курс. Относительно надуманной оппозиции православия и празднования 8 марта также стоит отметить следующее. День Святых жен-мироносиц - прекрасный праздник, однако как он связан с борьбой за социальное равноправие женщин? А то, что права женщин грубейше нарушались - бесспорно для всех кроме Кураева. То, что праздник выпадает на Великий пост, конечно, создает возможность конфликта с чувствами верующих. Но можно и не предаваться чревоугодию, а придать 8 марта ту форму, о которой говорит автор. В конце концов, если бы День Победы был не 9 мая, а 8 марта - мы что, его бы не праздновали?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Поправочка справедливости ради. Кураев всё-таки не называл буддизм "сатанизмом для интеллигенции". Так он назвал весьма специфический вид псевдобуддизма - учение Н. Рериха, Агни-Йогу. Буддизм ведь бывает всякий, и это, всё-таки, одна из мировых религий. Хотя, например, тибетский буддизм - религия, действительно, архаичная и жестокая, но диакон Кураев и её так не называл.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
В принципе, я указывал на книгу "Сатанизм для интеллигенции", где Кураев разбирал не только верования рерихнутых, но и буддизм как таковой. Впрочем, не суть важно. Он все-таки действительно написал про таких как БГ и иже с ним, что "сатанизм для интеллигенции" - это когда каша в голове из христианских и буддистских мотивов.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А что там у нас с праздником? Повод для санкционированной пьянки. Со всеми вытекающими... Мировые религии в курсе что у России в этот день сплошной корпоратив? Не в курсе.
1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов