Восьмое Марта в прошлом и настоящем

 

Восьмое Марта в прошлом и настоящем
Международный женский день, как и многое из наследия советского периода, ныне подвергается весьма разнообразной и оригинальной критике. В канун этого замечательного весеннего праздника хочется вспомнить, за что боролись женщины мира в этот день и что у них получилось.

Критика «советского» происхождения праздника указывает на следующее. В борьбе за равноправие с мужчинами женщины добились не почета и уважения, а появления таких оригинальных профессий, как, например, асфальтоукладчица. Путем нехитрой манипуляции с фактами нас стараются убедить, что до начала борьбы за равные права никто бы не допустил женщин к тяжелому труду.

На самом деле все было «с точностью до наоборот». Когда 8 марта 1857 года нью-йоркские текстильщицы вышли на демонстрацию, они как раз требовали улучшения ужасных условий труда, сокращения шестнадцатичасового рабочего дня и равной оплаты с работниками-мужчинами. Того факта, что жен-щины работали в то время дольше мужчин, добившихся десятичасового рабочего дня, и получали меньше за тот же объем работы, никто не отрицает. Вдумайтесь – работали больше и дольше, а получали меньше!

Таким образом, все основания бороться за свои права у женщин были. С другой стороны, факт проведения женской демонстрации в 1857 году в Нью-Йорке многие исследователи считают легендой, придуманной в середине ХХ века в качестве альтернативы политическому и социалистическому происхождению праздника.

Действительно, идея отмечать в начале весны день борьбы за права женщин, а потом и праздновать его, принадлежит социалистам.

Не вызывает сомнений тот факт, что 8 марта 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической женской организации под лозунгами о предоставлении равных прав женщинам состоялась крупная демонстрация. Более 15000 женщин прошли маршем по городу с требованиями как трудовых, так и избирательных прав.

27 августа 1910 года немецкая социалистка Клара Цеткин предложила учредить день борьбы за права женщин. Это случилось на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене. Идея была подхвачена женщинами ряда европейских стран. Начали отмечать этот день и в России.

Это принесло ожидаемые плоды. Улучшалось положение в области охраны труда. Впервые в мире право голоса было предоставлено женщинам в Великом княжестве Финляндском, входившем в состав России. До конца Первой мировой войны оно появилось в ряде стран – Австралии, Норвегии, Дании, Исландии.

А в 1918 году появляется первая в мире конституция, закрепившая равноправие людей вне зависимости от пола. Это была Конституция Советской России. В следующем году избирательных прав добились женщины США. Впрочем, далеко не везде женщины проявляли активность в данном вопросе. Соответственно, в ряде стран никто не торопился предоставлять им равные права. Например, считающаяся весьма демократичной Швейцария предоставила женщинам избирательные права лишь в 1977 году.

От приверженцев традиций нередко приходится слышать о вредоносности равноправия. Якобы итогом борьбы стала не защита женщины, а разрушение традиционной семьи. На самом деле разрушение традиционной семьи связано, в первую очередь, с урбанизацией и массовым привлечением женщин и детей к тяжелому фабричному труду. Да и тяжелый крестьянский труд, хоть и сплачивал семью, но означал высокую детскую смертность, особенно если ребенок появлялся на свет перед уборкой урожая. Например, среди крестьян до-революционной России детская смертность была намного выше, чем в Европе.

Но, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что борьбой за права женщин занимались не только те, кто просто желал избавить их от гнета и тяжелых условий труда. Феминистское движение длительное время развивалось именно в этом направлении, но к началу ХХ века в нем действительно появляются «антисемейные мотивы». Дальше всех пошла Маргарет Зангер, основательница Международной ассоциации планирования семьи. Помимо феминистской риторики в её выступлениях и книгах содержались мальтузианские и расистские идеи. Она призывала к применению евгеники, к стерилизации «неполноценных», к пропаганде абортов и т.д. Имея колоссальную популярность в США, чему не помешало даже банкротство идей германского нацизма, весьма схожих с идеями Зангер, она смогла выйти и на международный уровень. Идеи планирования семьи, проникнутые мальтузианскими мотивами, набирают популярность и в нашей стране. Результатом становится снижение рождаемости, рост числа абортов и увеличение числа разводов. Многие авторы аргументированно доказывают причинно-следственную связь между этими явлениями. Идеи планирования семьи идут в ногу с идеями феминизма. Впрочем, сама Зангер не называла себя феминистской.

Феминизм и борьба с традиционалистами за переход от четких и одинаковых для всех моральных норм к толерантности является поистине бичом современного западного общества. В полном соответствии с диалектическими закономерностями боролись за равноправие, и появился праздник. Бороться продолжили и зашли столь далеко, что и праздник-то теперь не праздник – а повод обидеться на «оскорбительные» знаки внимания.

Впрочем, для нашей страны актуально и еще одно возражение. Многие православные публицисты указывают на недопустимость празднования 8 Марта. Особенную оригинальность в данном вопросе проявил диакон Андрей Кураев. Диакон утверждает, что дата связана с еврейским праздником Пурим. О Пуриме он пишет, как о праздновании дня резни иудеями персов. В Ветхом Завете так все и описано. Однако утверждать, что немка Клара Цеткин руководствовалась именно этими мотивами при выборе даты, весьма сложно. Хотя главное не это. В нашей стране это праздник женщин, а о Пуриме до появления ярких полемических работ Кураева мало кто знал. Важнее то, что люди вкладывают в праздник, а не то, поблизости с какой именно датой он расположен в календаре.

Гораздо состоятельнее критика того, что праздник приходится на дни Великого поста. Так, протоиерей Андрей Устюжанин рекомендует верующей женщине уклониться от участия в празднике на работе, не обижая коллег, тепло поблагодарить их за поздравления. В одном он прав и с точки зрения православного, и с точки зрения просто нравственного человека. Поздравления в этот день постепенно утрачивают целомудренность. Люди все больше идут по пути навязываемых массовой культурой представлений о том, что современная женщина – прежде всего соблазнительница.

Мне кажется, что нам нужно праздновать этот день не как день соблазнительницы, а как день матерей и сестер, жен и дочерей. Именно в нашей стране такое отношение к женщине не утрачено. И очень важно не утратить его. Не поддаться соблазну ни воинствующего феминизма, ни его идейной противоположности – отношению к женщине как к сексуальному объекту.

Я, как любящий сын, верный муж и счастливый отец маленькой дочки, очень надеюсь, что у нас получится.

С праздником вас, дорогие женщины!

Валерий Сибирцев.



Последние новости

Все новости

Объявление