Вот она, «ностальгия по настоящему»

Ольга Метёлкина

Вот она, «ностальгия по настоящему»
Премьера спектакля «Вера, Надежда, Любовь» по пьесе Алексея Арбузова «Домик на окраине» состоялась на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова накануне празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня можно уверенно сказать, что он занял особое место в репертуаре, но не потому, что создавался к юбилейной дате, а по тому, как его приняли зрители…

Из множества произведений советской и российской драматургии о войне режиссер-постановщик народная артистка РФ Наталья Зубкова выбрала именно «Домик на окраине» — пьесу, первоначальный вариант которой А. Арбузов написал в 1943 году, а затем вернулся к сюжету через одиннадцать лет. Эта незамысловатая история о юности, любви, дружбе, долге перед Отечеством и самим собой, показанная на ставропольской сцене спустя много времени, трогает и волнует зрителей самого разного возраста.

В основе актерского состава в этом спектакле — студенты факультета искусств Ставропольского государственного университета и совсем молодые артисты театра, ровесники героев арбузовской пьесы. Казалось бы, что они, родившиеся накануне XXI века, знают о том, какими были их ровесники военной поры, как жили, что чувствовали… Но начинается первое действие, и через минуту ты забываешь о деталях и погружаешься в атмосферу домика на окраине Москвы, в котором живут три сестры.

Роль старшей,Веры, в разных составах исполняют актриса Евгения Капралова и студентка Елизавета Пономарева. При всей непохожести друг на друга им удалось создать на сцене образ одной и той же арбузовской героини. Вера-Евгения — резковатая, волевая, чувствуется, что она рано повзрослела, заменив сестрам мать и отца. Вера-Лиза старается казаться строгой, на самом деле она трогательная и ранимая. Средняя сестра – Люба. Ее имя и внешность — олицетворение самой любви. То, что она переживает – от восторженной влюбленности в начале пьесы до зрелого глубокого чувства в финале, – очень искренне и многогранно переживают на сцене начинающие актрисы Мария Рыбина и Анастасия Шимолина. Их однокурснице студентке факультета искусств Софье Луганской оказалось по силам исполнять роль младшей сестры Надежды в одном и в другом
составах.

Действие пьесы охватывает временной период с июня по декабрь 1941 года. За эти полгода герои проходят через колоссальные испытания. Война приносит смерть близких и любимых. Всё это молодые актеры должны были показать на сцене так, чтобы зрительный зал безоговорочно поверил в происходящее.

— Мы много говорили об этом времени, и не только когда готовили эту пьесу, — рассказывает режиссер-постановщик Наталья Зубкова. — Я понимала, что ребята готовы к этому, душа раскрыта, появились «болевые точки». Актер без болевых точек не может существовать. Это не актер, если у него нет чувства сострадания. А сострадание рождает ответное энергетически емкое чувство. Насыщая себя пониманием огромной беды, которая свалилась на страну, мы говорили с ними про прадедушек и прабабушек. Они воевали за свободу, за то, чтобы жили их, может быть, еще нерожденные дети. Высокие понятия. Человек должен жить высокими понятиями, а актер тем более. Мы со сцены такие слова говорим! Так вот за этими словами должна стоять конкретная, моя боль.

Для Натальи Павловны пьеса о защитниках столицы пронизана и личными переживаниями. Ее отец был ранен под Москвой, он героически воевал и был удостоен ордена Красной Звезды.

За время подготовки спектакля к премьере ребята узнали больше не только о Великой Отечественной войне, о своих ровесниках поколения 40-х годов, о том, как в то время жили, какую одежду носили, какие песни пели. Возможно, самое главное – они узнали больше о самих себе.

Евгений Задорожный (исполняет в спектакле роль Алёши):

— Мой герой — грустный романтик. Он верит, что всё сложится хорошо, что вернется после войны и все будут вместе, как и прежде. Мне очень жалко, что таких людей, как Алеша, с каждым годом становится всё меньше и меньше.

Мария Дорошенко (в спектакле — Маруся):

— Не думаю, что мы сильно отличаемся от своих ровесников того времени. Мне кажется, и сегодняшняя молодежь также пошла бы защищать свою страну, также было бы больно за нее. И чувства, которые переживают наши герои, мы перекладывали на себя, понимали, как им было тяжело, поэтому получилось так трогательно. Мы стали единым целым с теми людьми.
Накануне Дня Победы на спектакль были приглашены ветераны Великой Отечественной. Елизавета Пономарева впервые исполняла роль Веры именно в том спектакле.

— Не забуду того чувства, когда в финале, после сообщения о провале наступления фашистских войск на Москву, зал взорвался аплодисментами, — говорит Елизавета. — Я с детства очень трепетно отношусь к военной теме. Много читала книг, смотрела фильмов. У меня прадедушка погиб в конце войны под Кенигсбергом. Для меня эта тема священна, поэтому выйти на сцену перед ветеранами - огромная честь. Конечно, перед школьниками было играть сложнее…

Подростки в театре – это, конечно, особая тема. Один из спектаклей «Вера, Надежда, Любовь» я смотрела именно в окружении школьников. Если в первом действии у них возникало желание посмеяться невпопад, то к финалу публика реагировала на происходящее вполне адекватно. Как верно заметила Наталья Зубкова, «когда зал сострадает, он затихает».

Публика не может не сострадать Наде, потерявшей на фронте зрение, и Вере, на глазах которой умирает любимый человек. В зале стоит тишина, когда из осажденного Ленинграда возвращается конструктор Коробейников (актер Игорь Барташ) с маленькой девочкой на руках и когда Евгений Шеремет (актер Денис Криштопов) рассказывает Наде, как безнадежно был в нее влюблен друг Алёша. Берет за душу и образ девочки-подростка Ольки, который в исполнении Ольги Буряк получился очень искренним и живым. У А. Арбузова нет такой героини, по мнению режиссера, она просто необходима в этой пьесе — чистосердечная девочка, для которой война стала по-взрослому тяжелым испытанием.

Режиссер-постановщик Н. Зубкова нестандартно определила жанр спектакля — «ностальгия». На первый взгляд, всё прозрачно и понятно: ностальгия по времени, когда наши юные бабушки ходили в крепдешиновых платьях и танцевали под патефон, их чувства были трепетными и наивными. Когда даже школьники знали, что слово «Родина» — имя собственное и писали его только с большой буквы, потому что это было не просто слово. Вот она, «ностальгия по настоящему».

Завтра, в День России, молодые актеры выйдут на сцену в спектакле «Вера, Надежда, Любовь». И если вы уже забыли, когда последний раз в театре ощущали ком в горле от переполняющих эмоций, то обязательно посмотрите эту пьесу. И ощутите ностальгию по настоящему.

Фото Юрия СКИБИНА.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление