Возвращение в 1941-й

Елена Павлова
Тогда тоже было вокресенье. И день был такой же вот солнечный. Об этом 22 июня вспоминали все... Солнце, радость и известие из репродукторов, разом рассекшее жизнь огромной страны на до и после.
Антонина Ивановна Гончаренко не слышала в тот день голоса Левитана. В 12 дня, когда вся страна замерла у репродукторов, она уже восемь часов кряду знала о том, что идет война. Самый длинный день в году стал для 19-летней Тони самым длинным днем в ее жизни.
Тоня тогда поднялась до петухов, надо было постирать нарядное платье. Погода стояла хорошая, день предстоял выходной, девчата с ребятами на природу собирались... Страна еще проведет несколько мирных беззаботных часов, а здесь, в Житомирской области, до войны оставались минуты. Неподалеку базировался военный аэродром. Именно с той стороны, с приближающегося к аэродрому гула, со вспышек и сполохов начался для Тони воскресный день 22 июня 1941 года.
– Не только Житомир тогда бомбили, - вспоминает Антонина Ивановна, - нас бомбили, всю область, каждую станцию, каждый метр, казалось, «вспахали»...
А потом была оккупация, партизанский отряд... Сырая стынь непрогреваемой землянки, налеты, потери. Но была и молодость, и любовь, и свадьба в 1945-м, еще до Победы. И новый для нее город Ставрополь, куда молодой муж привез ее после войны. Для Антонины Ивановны наш город давно уже стал родным. Шесть десятков лет она здесь, и сорок из них, сколько стоит Монумент Славы на Крепостной горе, приходит она сюда в дни святой скорби и святой радости: 22 июня и 9 Мая. И каждый раз по новой проживает то давнее летнее утро, когда горела  вокруг земля ее малой родины... Так было и сейчас, когда шел городской митинг памяти.
У каждого пережившего войну есть своя память о ней. Да и у непережившего – тоже. Ведь нет семьи в нашей стране, которой бы война не коснулась. Храним мы и старые военные фото дедов и прадедов, потертые и пожелтевшие солдатские письма-треугольнички... Но у нас есть и общая память о Великой войне и Великой Победе,  общая гордость, общая боль.
– 21 июня 1941 года в школах шли выпускные вечера, - говорит губернатор края Валерий Гаевский. - У каждого из этих молодых людей была мечта... Но мечтам миллионов советских людей так и не суждено было сбыться. В наши города и села пришла война. 1418 дней и ночей... 27 миллионов жизней... 320 тысяч ставропольцев воевали на фронтах Великой Отечественной, каждый второй не вернулся с войны. Мы это помним и будем помнить всегда. И всегда будем помнить о том, что вы, дорогие ветераны, отстояли наше Отечество, независимость, будущее...
– Мы чтим светлую память погибших и низко кланяемся ветеранам, - сказал исполняющий полномочия главы города Евгений Луценко. - Гордимся армией и народом, который выстоял и победил. Вечная память павшим и вечная слава живым.
Казалось, стих даже шумный проспект, замер даже ветер. Звучал только метроном.  Город почтил память погибших минутой молчания. А потом на суровый гранит Монумента Славы легли красные гвоздики. Антонина Ивановна Гончаренко тоже тихо положила на постамент алый цветок. О чем она думала в этот момент? О страшной бомбежке, в пыль разметавшей ее поселок в первые же минуты войны... О друзьях-товарищах из партизанского отряда на Житомирщине, что не вернулись с боевых заданий... А может, вот об этой симпатичной девчушке лет трех-четырех, которая только что положила на постамент свою белую гвоздичку и так серьезно теперь разглядывает бабушек и дедушек в орденах и медалях, которые почему-то смахивают с глаз слезы... Она потом поймет, почему...
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление