Время говорить прошло

Елена Павлова
Эта фраза прозвучала из уст православного священника на заседании межведомственной комиссии краевого Совбеза по вопросам реализации государственной национальной политики и государственно-конфессиональных отношений. Так или иначе эта мысль звучала в выступлениях всех приглашенных к разговору: представителей правительства края, духовенства, ученых. Собирались, чтобы определить план действий на ближайшее пятилетие. Само совещание было посвящено выработке новой концепции программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае. Во-первых, ныне действующая программа находится на завершающем по срокам этапе, во-вторых, нормативная и законодательная база далеко не во всем отвечает тенденциям последнего времени. В этих условиях край может и должен предпринять шаги к снижению напряженности, поставить заслон распространению на Ставрополье экстремистских настроений.

Настораживающей тенденцией стало снижение доли славянского населения в крае. Происходит смена этнобаланса. Зонами потенциального межнационального противостояния и напряженности являются восточные районы (Нефтекумский, Левокумский, Степновский, Туркменский), а также район Кавказских Минеральных Вод.

В очередной раз на заседании комиссии был поднят вопрос о создании на Ставрополье своего Духовного управления мусульман. Если основной задачей экстремистов сейчас является раскол обществ традиционного ислама, то первоочередной контрмерой может стать объединение здоровых сил в среде самих мусульман. Муфтият Карачаево-Черкесии, к которому относились мусульманские общества Ставрополья, в этом оказался не заинтересован. Как следует из доклада начальника отдела национальностей Совбеза Василия Шнюкова, ДУМ КЧР в полном объеме свои функции не выполняло, правительству края так и не удалось найти общий язык с его лидерами. В результате в край проникает ваххабизм, не встречая должного сопротивления. По городам и селам распространяется литература экстремистского толка. При этом очень мало духовных лиц, готовых и способных работать с мусульманской молодежью. В позитивном ключе. В экстремистском – желающих работать достаточно. В крае только три имама, имеющих высшее духовное образование. Один из них – ваххабит, другой – националист. И спрашивать с них при отсутствии муфтия, получается, некому. Готовить духовные кадры тоже негде.

В прошлом году состоялся первый этап учредительного съезда мусульман, высветившего целый ряд тревожных моментов. В первую очередь – стремление внедрить в ДУМ идеологию экстремистского толка, проведя в муфтии ваххабита. Во-вторых, ярко успели проявиться в том же плане некоторые представители мусульманского актива, что стало неожиданностью даже для рядовых членов их мусульманских обществ, которые предпочли на следующий этап съезда избрать других делегатов. Сейчас он в стадии подготовки.

Показательным в плане подтверждения необходимости создания Ставропольского муфтията стало выступление председателя совета имамов восточных районов края Асана Кайбалиева. Он рассказал о происшествии в селе Иргаклы, бывшем до недавнего времени в очень неспокойном Степновском районе оазисом благоденствия и межнационального взаимопонимания. Во многом этому способствовала и работа духовных лиц – настоятеля православной церкви и имама местной мечети. В селе совместно отмечались праздники – в частности религиозные. Мусульмане в Пасху приходили поздравлять православных соседей.

- Так вот, - рассказывает Асан Кайбалиев, - недавно группа молодых людей решила избавиться от ведущего, по их мнению, «неправильные», нацеленные на дружбу с православными, проповеди имама. Пришли в мечеть и выгнали старика. Я ездил в район, пытался собрать село, чтобы сообща решить эту проблему. Но, несмотря на все мои усилия, сбор не получился. Результат – мечеть пока закрыта, и работать с молодежью в духовном плане стало некому. Неделю назад в Абрам-Тюбе Нефтекумского района тоже сняли старого имама, вполне надежного во всех отношениях, привезли из Дагестана и определили в мечеть молодого, ни сход не собрали, ни людей не спросили. Сколько может продолжаться подобное попустительство? Нет закона, который бы мог остановить подобные действия. Мы хотим соблюдать закон, а наши противники без закона действуют. Так они по всему краю своих людей в мечети посадят, вполне можно ждать прихода второй волны ваххабизма. У нас много говорят про права человека, про демократию… Этими понятиями ловко прикрываются те, кто распространяет экстремистские настроения. Нельзя им этого позволять! Любая поддержка этих настроений должна караться законом! И муфтият нам нужен, потому что тогда имамы будут перед муфтием отвечать за свою общину. А сейчас получается, что некому отвечать.

- Есть еще одна сторона обеспечения безопасности. Терроризм – не религиозное явление, а социально-экономическое. Молодые люди - без работы, без зарплаты, а террористы, у которых много денег, заманивают их в свои сети, чтобы сделать раскол в России. Мы уже потеряли многих детей и внуков, попавших в сети экстремистов, и еще потеряем, если будем продолжать строить воздушные замки и не принимать мер. Нефтекумский район уже сейчас называют малым Дагестаном. Русские оттуда уезжают, а земли раскупаются выходцами из соседней республики, которые на кошарах держат по 1000 и больше голов скота, скупают административные здания и хозяйственные комплексы. Откуда у них средства на это? Складывается впечатление, что их кто-то спонсирует…

- Время бить тревогу, - продолжил мысль редактор епархиальной газеты «Благовест» отец Игорь (Подоситников). - И не только в связи с угрожающим положением в восточных районах края. Не только ваххабизму нужно ставить заслон, но и распространению влияния религиозных сект и течений, продвигаемых к нам из-за границы. Что касается захвата и скупки земель, то это в крае уже общезначимая проблема. Возле самого Ставрополя происходит то же самое, что и в восточных районах. Взять хотя бы станицу Темнолесскую – она по факту уже карачаевской становится. Для коренных жителей работы нет. Земли захватываются. Вот только с жителями я беседовал – жалуются люди, поле их недавно поселившиеся в станице граждане захватили, баранов на нем пасти стали. Слушать ничего не хотят – наша, говорят, земля… То же самое происходит в поселке Цымлянском, то же – в селе Ключевском… Почему мы не можем этому противостоять? Потому что нет у нас духовного стержня, вот людей и ломает экономическо-национальная проблема. Мы должны внушать детям, что это НАША земля, мы должны растить детей и внуков в этой вере, а не сидеть на чемоданах и ждать, когда нас вовсе отсюда попросят.

Отец Игорь рассказал о введении в ряде школ Михайловска предмета «Основы православной культуры». Проводилось это с согласия родителей – ни одного несогласного не было.

- Священники готовы идти в школы, - сказал он. - Но нам нужна поддержка властей.

Дальше в обсуждение программы действий по стабилизации обстановки вступили ученые, высказавшие свои предложения для определения концептуальных документов и нормативных актов для организации работы органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере этнополитики. Уже сейчас можно сказать, чем будущая программа будет отличаться от ныне действующей – «переход от реактивной к проактивной и проективной политике по предотвращению и урегулированию межэтнических конфликтов». Это значит, что нам, живущим на пороховой бочке, опасно реагировать только на поднесенный кем-то факел. Пока гасить его вовремя получалось. Но не всегда можно успеть молниеносно среагировать. Особенно, если подпалить нас захотят с нескольких точек. Так что самое время работать на предупреждение взрыва, чтобы потом не ликвидировать его последствия.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов