Все пути ведут на главную площадь

Лариса Ракитянская

Ставрополь в моей судьбе

«Имея свою историю, свой сценарий развития, своих актеров – жителей, каждый город, как и театр, должен с чего-то начинаться. И если театр всегда начинается с вешалки, то город начинается с главной площади. Можно много спорить, но первое, что мы видим, приезжая в любой город, это окраины, которые мало чем отличаются друг от друга. Да, приезжий видит вокзал. Но в любом городе все пути ведут на главную площадь», - пишет в своем письме Алексей Фищев. Этот житель Ставрополя уже не раз бывал автором рубрики «Ставрополь в моей судьбе». Вот и сегодня он размышляет о том, какой запомнилась ему главная наша площадь...

«Визитка»

Каждый город имеет свою историю и колорит, от этого зависит название главной площади. Если на ней стоит собор, то площадь будет Соборная, если город живет базаром, то и площадь окажется Базарной, если в город прибывала царственная персона, ее именовали «в честь...». Ну а если площадь строилась после 30-х годов прошлого века, чаще давали ей имя вождя революции.

Мой город Ставрополь уникален многим, что интересно само по себе. Его история со временем приобретает еще и тот волшебный и таинственный оттенок, который волнует и радует нашу память. Именно такой пленительной для меня всегда была и остается центральная площадь Ставрополя...

Согласно историческим справкам и описаниям, одна из крепостей Азово-Моздокской линии в верховьях речки Ташла была основана 22 октября 1977 года (по старому стилю), городской статус крепость номер семь и имя Ставрополь (Город Креста) получила в мае 1785 года. Город рос и развивался, и в ноябре 1851 года купеческое общество города в Воробьевском предместье, с северной стороны начинает строительство каменных лавок для торговли. Именно тогда и рождается в Ставрополе Базарная площадь. В честь пребывания в городе цесаревича Александра II площадь переименовывают и дают официальное название - Александровская площадь. Согласно плану развития города, составленного архитектором И. Гайворонским, на площади должно было построить новый кафедральный собор, поэтому площади дают наименование - Соборная. При советской власти в 1920 году площадь именовали сначала в честь Луначарского, а уж затем - в честь В. И. Ленина. Так мы ее и знаем — это «визитка» Ставрополя.

 

Стадион, музей, Дом книги

Человеческая память производит очень сложное психо-, нервно-, духо- и еще какое-нибудь «действие» в голове человека. Память в моей голове пишет свой рассказ о площади. С детства помню ее очертания - четко, с мелкими деталями и даже с тем запахом и цветом...

Стадион. Это было что-то! Толпы людей, ревущие трибуны и шум, ничем не заменимый шум человеческих голосов, в которые вливался стук сердец. Кто был на стадионе в то время, когда трибуны заполнены, поймет меня. Это синхронность дыхания, это резонанс звука, это - жизнь одного большого организма с именем БОЛЕЛЬЩИК.

Музей. Это потом, в школьную пору, мы узнали, что музей - бывшая торговая палата, что первоначально здание было двухэтажным, а в 1984 –1986 годах был достроен третий. Что входной витраж был просто проходной аркой, в которой бабушки из соседних домов торговали всякой всячиной. Я же помню: это здание было прозвано гостиницей «духов» с вечными лакеями у дверей.

Часы. Самым большим «достижением прогресса» в моем детстве были электронные часы, которые показывали время, дату, температуру и даже давление. Хотя в то время я не мог понять эту трехзначную цифру. Но это так завораживало! И только взрослые смеялись над транспарантом «Наша цель - коммунизм!», который висел с правой стороны от часов и занимал практически всю крышу здания. Первоначально с левой стороны от надписи были еще два кулака. Что они символизировали, я не знал, но думал: тот, кто не идет к коммунизму, получит по первое число. Позже кулаки исчезли. Но надпись висела долго. И взрослые говорили, что не зря в Ставрополе военное училище именно штурманов - они-то знают, что наша цель…

Дом книги. В моем детском сознании это был шедевр строительства, эталон архитектурной мысли. Да, ребенок смотрит не на колонны, не на затейливую лепнину и не на чудо-ковку ворот и балконов. Ребенок смотрит на масштаб. Стекло и бетон ему нравятся, кажутся очень современными. Огромный зал с книгами на первом этаже, у стены - лестница, поднявшись по которой на второй этаж, ты попадал в мир сказок. Можно было идти и по второй лестнице, которая была рядом с центральным входом, но, путешествуя через первый зал, где стояли взрослые технические книги, а потом попасть в сказку, было как-то романтичнее. Дом книги нравился тем, что тебя не выгоняли и не ругали, если ты смотрел и листал книги. А мы этим пользовались и листали, листали, листали! Даже сейчас, закрыв глаза, я в точности могу восстановить страницы и картинки тех книг.

Пьяный угол. Самое важное, самое значимое и самое любимое место на площади Ленина. Этот безумный аромат свежесваренного кофе в турке! Но для нас это было не важно. Важны были сосиски, которые варились здесь же. Именно на «пьяном углу» они были просто волшебными — тугими, лопающимися от прикосновения вилки, ароматными и очень горячими. Просто безумно вкусными!

Я до сих пор по привычке, как и многие жители Ставрополя, называю угол площади от подземного перехода до «Ангела» «пьяным углом». Самое интересное, что там официально можно было купить спиртное на розлив. Но хоть убейте меня, не могу вспомнить, чтобы там я видел пьяного...

Память проецирует и здание библиотеки, и здание Думы, и памятник Ленину, но это лишь дополнение к тем местам, которые я описал выше.

Вот так и получается: в этом году моему городу 240 лет. А значит, юбилей и у меня, потому что город в моей памяти, а я — часть памяти города….

 

память, история, Ставрополь в моей судьбе

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление