Всегда – от всей души

Елена Павлова

Песни о любви и весне. Летящие в вихре вальса пары. И музыка, созвучная той, что разливалась за окнами трелями весенней капели,  звеня и разбрызгивая по округе талые остатки минувшей зимы и недавней непогоды…  В зале царило приподнятое весеннее настроение.  Как, собственно, и всегда на таких встречах, которые  в Ставрополе стали не просто традиционными, а необходимыми и долгожданными и для гостей, и для хозяев (инициаторов и организаторов праздника).

Такое короткое счастье

Накануне 8 Марта администрация города чествовала матерей и вдов погибших военнослужащих. Женщины признавались, они с нетерпением ждали этой встречи. Всегда ждут, потому что знают: здесь все, что говорится и делается, от всей души. Они благодарны главе города Андрею Джатдоеву, главам администраций районов за добрые, искренние слова и пожелания, за цветы и подарки. Но более всего – за память об их родных и любимых, отнятых войной… Благодарную память. Это для них самое дорогое.


- Мы и правда благодарны, - говорит Лидия Николаевна Вавилина. – Наши женщины очень ждут этих встреч. Загодя звонят, спрашивают: а в этом году нас пригласят?.. Во-первых, это возможность всем нам встретиться, пообщаться. Во-вторых, приятно, что нас не забывают, поддерживают, что о мужьях и сыновьях наших помнят. В Ставрополе таких людей очень много. В театр нас, например, часто приглашают на спектакли, Дом офицеров концерты для нас проводит.

Лидия  Вавилина.
Александр ПлотниковЛидия Вавилина.


Лидия Николаевна ставропольчанка всего семь лет. До этого долго жила во Владикавказе. Работала старшей медицинской сестрой в госпитале. Там и судьбу свою встретила – Андрея. Было это в 1992 году. Его большущие ясно-голубые глаза тогда не одно девичье сердечко заставляли учащенно биться, а он влюбился в Лидию. И она вдруг поверила, что и в ее жизни еще может случиться женское счастье. И оно, это счастье, было, хоть и очень короткий век ему был отмерен, – всего четыре года. Да и видеться приходилось нечасто – у Андрея командировки. У Лидии – дежурства. С началом первой чеченской и вовсе работа без выходных. А она все равно чувствовала себя счастливой. Семья наконец была полной. С дочками Лиды от первого брака Андрей быстро нашел общий язык и стал им настоящим отцом. И они его приняли и полюбили.

Майор  Андрей Вавилин.
Александр ПлотниковМайор Андрей Вавилин.


А в госпитале Лидии многие девчонки завидовали. Возвращаясь из командировок, муж всегда забегал к ней на работу – и всегда с цветами. На дни рождения, 8 Марта накрывался большой стол, это был семейный праздник. «Мои девочки» - называл Лиду и дочек Андрей.


Но сердце, конечно, рвалось на части. На ее малой родине уже полыхала война. Это не укладывалось в голове. Лидия часто вспоминала свою родную станицу Ассиновскую, которая в годы ее детства и юности была казачьей, полной жизни. Молодежи было много, работы всем хватало.  А какие там проводились праздники! Как гуляли свадьбы! Как пели и плясали! Она даже, когда в училище в Грозном училась, все туда рвалась. Хотя и в Грозном было хорошо. Дружный курс, учеба, походы, соревнования… Но это были «застойные» и благословенные 70-е годы, в которых то, что случилось 20 лет спустя, не могло привидеться и в страшном сне…


Но страшный сон случился наяву. И Лидия видела это каждый день, когда в госпиталь привозили раненых, обмороженных, искалеченных солдат – оттуда, из родных для нее мест. Там у нее уже никого не было – Лида рано лишилась родителей, но эту войну она воспринимала обостреннее многих. Андрей очень ее поддерживал тогда. Хотя с началом войны рядом с ней мог бывать все реже и реже.

Ирке Салихова.
Александр ПлотниковИрке Салихова.


Когда муж находился в Чечне, Лидия не выходила на прием раненых. Отправляла  туда других медсестер.  Случалось, оставалась одна на отделении, потому что были дни, когда раненые поступали «потоком».


10 августа 1996 года был именно такой день. Потом, когда ее спрашивали про «предчувствия», Лидия только пожимала плечами.  У нее не было даже минуты, чтобы погрузиться в собственные мысли и переживания. Все медсестры работали на приеме раненых, а она, оставшись одна  на все отделение, кружилась как белка в колесе.

 Старший сержант Радик Салихов.
Александр Плотников Старший сержант Радик Салихов.


Через  несколько дней к ней пришли из части Андрея. Сообщили о гибели мужа. А еще – о необходимости ехать в лабораторию  «на опознание образцов»… Страшная это была процедура.


 До сих пор Лидия Николаевна не знает, как погиб ее муж. Август 1996 года вообще одна из самых закрытых страниц первой чеченской кампании. Там то собирались штурмовать Грозный, то раздумывали. Но это – в высших эшелонах. А на месте, говорят, неразбериха была страшная.


…Выстоять после гибели Андрея помогла работа. Ее было очень много. Командир госпиталя, золотой души человек, говорил ей: «Держись, у тебя дети». Лидия и сама это понимала и жила с этой мыслью. И работала без устали. Коллектив госпиталя был дружный, как одна большая семья. И еще самоотверженно преданный своей работе. Не было деления на должности, звания, регалии – было одно общее дело и одна на всех задача – спасти, сохранить жизнь…  К солдатам, поступавшим к ним на лечение, врачи и медсестры относились по-отечески.


- Мы этих детей лечили, одевали, подкармливали, - рассказывает Лидия Николаевна. Слово «дети» звучало в рассказе моей собеседницы много раз.
- Вы так солдат называете? – спросила я.


- Да. А они были для нас детьми – мальчишки совсем…


…О том, чтобы как-то устроить свою личную жизнь, Лидия больше не думала. Несмотря на горечь утраты, она была благодарна судьбе, что в ее жизни был Андрей. И ее девочки – дочки, теперь уже совсем взрослые,  всегда вспоминают о нем с большой теплотой. Младшая пошла по его стопам, служит в воинской части.


А Андрей и сейчас словно рядом с ней.  Его фото у Лидии Николаевны всегда с собой – в телефоне.


- 23 года прошло, - говорит она. – А словно вчера все было…

Не волнуйся, мама

А у Ирке Мусаевны Салиховой в телефоне – поздравительная открытка, которую писал  ее сын Радик: «С 8 Марта тебя поздравляю и от всей души тебе желаю быть здоровой, не болеть, быть счастливой, не стареть, чтоб серебряным узором были вышиты мечты. Я уж скоро буду дома, мама милая моя».


Радик ее всегда поздравлял, еще будучи школьником, рисовал ей открытки к 8 Марта. Вот и эту написал заранее. Надеялся, что вручит сам. Заканчивалась полугодовая командировка в Чечню, десантники 247-го полка ждали смену…


Он звонил ей оттуда часто, хотя и непросто это было в то время. В феврале 2001 года у военных мобильников еще не было.
Последний  разговор с сыном Ирке Мусаевна помнит по минутам. Телефон зазвонил без пятнадцати два. Услышав голос Радика, мать буквально выдохнула:


- Сынок, ты уже в Ипатово?


Семья Салиховых жила тогда в ауле Малый Барханчак Ипатовского района. Радика домашние ждали со дня на день. Считали дни. Уехал он в августе, значит, до конца февраля должен вернуться. А уже было 22-е число.


- Нет, мама, мы еще в Чечне. Не волнуйся. К 8 марта обязательно буду.


Они поговорили еще пятнадцать минут. Никогда еще после разговора с сыном Ирке Мусаевна не чувствовала себя так плохо. Ее просто ноги не держали. И на следующий день она, по ее собственному выражению, как мумия ходила.


Она еще не знала, что  в 14-30, через полчаса после их разговора, БТР, на броне которого ехал ее сын, подорвался на фугасе… Радик жил еще сутки. Врачи боролись за его жизнь. Но 23 февраля старший сержант Радик Салихов умер от ран в госпитале.


Родителям сообщили только 25-го. Потом боевые товарищи привезли вещи сына. В них была и та самая поздравительная открытка…


Сколько раз Ирке Мусаевна потом вспоминала, как по вызову командира части МВД, где ее сын служил срочную службу, ездила в Москву. Как тот убеждал ее уговорить сына остаться на контракт именно в этой части – мол, будет у него и московская прописка, и перспектива служебного роста, мол, хороший он, надежный парень, в их части нужны такие военнослужащие, а Радик почему-то отказывался.


Она пыталась поговорить с сыном, но тот категорически не хотел оставаться в МВД. Радик хотел быть десантником. Он стал контрактником 247-го десантно-штурмового полка.


Мать и тут пыталась, но не смогла отговорить. Это был его мужской выбор.


Прошло 18 лет. Ирке и семья младшего сына давно живут в Ставрополе. Но в родной аул приезжают часто. Там Радика и сейчас помнят. В его школе каждый год проходит футбольный турнир с переходящим кубком его имени (Радик в детстве тоже был заядлым футболистом). Имя Радика Салихова увековечено на обелиске в Ипатово, в филиале краеведческого музея.
У Ирке Мусаевны подрастает внук Денис, который так напоминает ей Радика в детстве – та же улыбка, те же ямочки…


Словом, есть для кого и ради кого жить. Она еще работает в столовой аграрного университета. Ей нравится общаться с молодыми ребятами, они тоже ей напоминают сына. И еще Ирке Мусаевна поняла, как много вокруг хороших неравнодушных людей. Вот администрация города такой праздник для матерей и вдов каждый год организовывает, администрация Промышленного района ее с Днем матери с букетом поздравлять приехала – прямо на работу. И на работе, в аграрном университете, к ней относятся с вниманием и участием. А какие концерты дает для них Дом офицеров!
- Они не просто поют или ведут программу, они каждое слово проживают, - говорит Ирке Мусаевна. - И хочу всем этим людям сказать спасибо за то, что помнят о наших сыновьях и нас не забывают.


…А это нормальное человеческое отношение – помнить и не забывать. Особенно здесь, на Ставрополье. Ведь наш край так долго находился в двух шагах от войны. Мы можем сейчас радоваться жизни – тому же весеннему солнышку и звонкой капели, отмечать праздники, потому что были те, кто защитил нас от беды и от войны. Это они закрывали нас собой.



 

Ставрополь, 8 марта, чествование матерей и вдов погибших военнослужащих

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление