Вы получили подарок при покупке товара, а он оказался некачественным

Лариса Денежная

Случаи, когда переданный в качестве подарка товар при приобретении других товаров оказался некачественный, нередки. При этом продавцы часто отказываются принять таковой назад, ссылаясь на то, что указанная ситуация не регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей». Получается, как в той пословице: дареному коню в зубы не смотрят. Применительно к потребительской ситуации – еще как смотрят.

Отказ продавцов принять некачественный товар, который прилагался подарком при покупке других, разъясняют специалисты Роспотребнадзора, неправомерен. В указанных случаях основанием для заключения договора купли-продажи на конкретные виды товаров, как правило, служит реклама, которая в печатном виде и в средствах массовой информации доводит до широкого круга потенциальных покупателей возможность такой сделки. Очевидно, что неопределенному кругу потребителей предлагается публичная оферта (ст.437 ГК РФ) на заключение договора купли-продажи, т.е. предложение, содержащее существенные условия такого договора, а именно наличие еще и подарка.

В связи с тем что указанный договор является публичным (ст.426 ГК РФ), не допускается отказ продавца от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары. То есть при заключении договора купли-продажи организация-продавец обязана предоставить каждому покупателю в подарок соответствующий товар, оговоренный условиями рекламной акции, который по качеству, товарному виду и комплектности должен соответствовать обязательным требованиям, установленным действующим законодательством (т.е. надлежащего качества).

В действиях работников торгового предприятия усматривается также нарушение ст.4 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой продавец обязан передать потребителю товар качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если законодательством предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Кроме того, действия продавца по передаче подарка покупателю в данной ситуации нельзя рассматривать как совершение договора дарения. В ст.572 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) «Договор дарения» указано: при наличии встречного обязательства (в данном случае заключение договора купли-продажи конкретного товара) договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 ГК РФ. В соответствии с его положением подобные сделки относятся к притворным, т.к. в данном случае договор купли-продажи товара, передаваемого в подарок, прикрывается договором дарения. В этом случае при оценке действий сторон должны применяться требования, относящиеся к той сделке, которую стороны имели в виду, т.е. в соответствии с установленным законодательством порядком и правилами заключения договора розничной купли-продажи товара.

Согласно п.2 ст.574 ГК РФ в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор дарения движимого имущества (в т.ч. товара) должен быть совершен в письменной форме. Продавцом, как правило, ни в товарном и кассовом чеках, ни в товарной накладной, либо в другом документе вещь, передаваемая покупателю вместе с товаром в подарок, не обозначена как подарок, не определены в письменном виде существенные условия договора дарения и порядок получения подарка, а также не разъяснено право отказаться от него.

Поэтому договорные отношения, связанные с заключением договора розничной купли-продажи, сопровождающегося передачей в подарок конкретного товара, подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим в соответствии с п.1 ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре, полученном в подарок, недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В соответствии со статьей 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 данного Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.

В случае если гарантийный срок на товар-подарок не установлен, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Когда предусмотренный договором гарантийный срок товара, полученного в «подарок», составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если товар, переданный покупателю в подарок, является технически сложным, то в случае обнаружения в нем недостатков потребитель вправе предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (45 дней); невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Роспотребнадзор разъясняет

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление