Выдавливать раба

Михаил Василенко

В феврале будущего года исполнится полтора века, как в России было отменено крепостное право, и пятьдесят миллионов рабов обрели свободу. Пусть оставшись - в громадном своем большинстве - нищими и забитыми, они зато перестали быть одушевленной вещью, говорящим скотом.

Не думаю, что событие, начавшее новую историю народа, будет широко отмечаться: настолько оно не стыкуется с благостно лубочными картинками Святой Руси, которыми нас сейчас обильно напичкивают, настолько оно невыгодно тем, кто норовит рекультивировать царистско-церковную патриархальщину. Да и - с другой стороны - многим слепоглухопатриотам кажется оскорбительным даже сам очевидный  факт, что ни один другой европейский и христианский народ не подвергался столь длительному и жестокому угнетению своими же соотечественниками и единоверцами. Между тем одно осознание этого факта способно низвергнуть самодовольную «великороссийскую» спесь, хотя и не может служить поводом для унижения и самоуничижения нашего народа: он ничуть не хуже и нисколько не глупее любых других, а своими сильными качествами заслуживает великого уважения. Просто так сложилась его судьба, обусловленная  множеством факторов - и объективных, и случайных.

Полтора века в историческом масштабе - срок не слишком большой: всего-то жизнь нескольких поколений. И последствия крепостного  права дамокловым мечом всегда висели, да и висят над Россией.  Достаточно сказать, что именно под лозунгом «Земля - крестьянам!» большевики взяли власть, правда, потом создав свою полукрепостническую систему. Достаточно осмыслить, что дух разделения общества на господ и холопов, въевшийся в наше сознание едва ли не на генном уровне, еще витает над российскими просторами.

Однако такое разделение есть безальтернативный тупик, залог отсталости, а то и социальных катастроф: потомки русских рабовладельцев в XX веке жизнями платили за века угнетения, так же как и часть их предков, павших жертвами крестьянских войн. И можно Разина, Пугачева, Ленина считать поджигателями кровопролитных смут и предавать анафеме, но им было что поджигать.

Замечаем мы это или нет, но многие наши сегодняшние проблемы (например, заторможенный и противоречивый процесс формирования гражданского общества) имеют свои истоки во временах крепостничества. Не боясь выглядеть банальным, скажу, что только свободный человек, гражданин в силах обеспечить будущее страны. И это - главный урок векового рабства, которым нам не следует пренебрегать и спустя полтора столетия после его отмены. И напоминать новоявленным российским боярам, а заодно и тем, кто в либеральной горячке, не считаясь с реалиями, готов снова разрушать все до основания. И помятуя великое изречение классика, по капле выдавливать из себя раба.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
"кто в либеральной горячке, не считаясь с реалиями, готов снова разрушать все до основания". И что же они готовы разрушить? Путинскую вертикаль! А может быть, систему тушения лесных пожаров? Эх, Мих. Юр., так и не выдавили Вы из себя ни капли. Раба.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Опять Василенко про свободу, против рабства, за гражданское общество... "Не боясь выглядеть банальным, скажу, что только свободный человек, гражданин в силах обеспечить будущее страны." Да кто ж против? Все токо за. Но для взращивания таких людей нужна, среди прочих условий нормальная небрехливая пресса. А у нас вместо неё Вечерний ставрополь, забитый под завязку пальцевыми, гаевскими, путиными и байгуловыми. Палец некуда воткнуть. А на дессерт Ваша заметка, воспевающая свободу и гражданское общ-во.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Ах ты гаденыш! Мы еще тебя и защищали)))))
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Черт меня потянуло на поэзию, правда не свою. Губерман: Боюсь, как дьявольской напасти, Освободительных забот: Когда рабы приходят к власти, Они куда страшней господ.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
С ума сойти - я согласен с анархистом
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Тоже поэзия. Не своя. Но...подпишусь под КАЖДЫМ словом.К сожалению. СТРАНА, ГДЕ НЕТ СТРАНЫ (к празднику 9 Мая) Страна, где нет страны, Провинция в разрухе, Где дети не нужны, Где в нищете старухи, Где сбило с ног мужчин, И полуживы семьи, Где ты с бедой один, Зато беда над всеми, Где нет счастливых лиц, Где мертвые пространства, Терпенье без границ, И безгранично пьянство, Где разобщен народ, И где народ – для власти, И время не берет Две русские напасти, Где нечем дорожить, Где греет мысль “уеду”, Страна, где горько жить, Вновь празднует… победу В СТОРОНЕ ОТ ДНЯ ПОБЕДЫ (к празднику российской победы) Гости, шум речей, оваций, Хор гремит, до слез пробрав, - Русь умеет показаться, На день тучи разогнав. На параде, на концерте, Миллионы вспомнив жертв, Власть готовит к новой жертве Свой источник и резерв. Подольет ему в стаканы, Напоет высоких слов, Чтоб народ, всегда обманут, К вечным бедам был готов. Раздирающие звуки, Песня стонет, душу рвет – Ей во мне не вызвать муки, В “русский” не смолоть “народ”. Слово “жертва” мне противно, Я вина не пригублю. Сотни лет без счастья – стыдно. Я Россию не люблю!
1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов