Высшее образование. Юбилей кафедры

Валерий Манин

<История создания кафедры для всей системы высшего образования Южного федерального округа, да и всей России, связана с определенными вехами. Именно в 1997 году Ставропольский государственный университет делал важные шаги к вузу классическому. Нужна была совершенно новая инфраструктура, которая требовала развития научных направлений, определяющих лицо вуза нового типа. Но ректор СГУ профессор В. А. Шаповалов всегда видел актуальность тематики, которой занималась научная школа «Этнические проблемы современности». Поэтому инициатива создания кафедры принадлежала именно ему...

О предыстории кафедры рассказывает первый ее заведующий – доктор философских наук профессор Виктор Анатольевич АВКСЕНТЬЕВ:

­ В 60­70­е годы прошлого века началось формирование научного направления «Этнические проблемы современности». Становление научного направления прежде всего связано с именем профессора Анатолия Васильевича Авксентьева, который сам окончил в послевоенные годы пединститут и практически всю жизнь отработал в нем. Вместе с ним по этой проблематике работали доценты
Л. А. Адрианова, В. В. Сапроненко, А. А. Магомедов.
Их работа всегда была востребована: в советское время партийные органы очень много внимания уделяли формированию интернационального мировоззрения. А после распада СССР, конечно, изменились и определенные приоритеты – мы стали заниматься этническими конфликтами и способами их разрешения. И здесь за нами сохраняется определенный приоритет: скажем, одними из первых в России мы поставили задачу формирования этнокультурной компетенции будущих выпускников. То есть каждый окончивший наш вуз, независимо от того, какую специальность он выбрал, должен был получить, как мы говорили, «этнологический минимум» знаний о народах, живущих на юге России, о процессах, которые здесь происходят, о проблемах, конфликтах и возможностях их урегулирования. Мы одними из первых в России разработали курс «Этнические проблемы современности», выпустили соответствующее учебное пособие, а в 1995 году мы также впервые начали преподавать курс этнической конфликтологии. Это была абсолютно инновационная по тем временам работа, хотя многие ученые с большой опаской относились к этой теме. Правда, постепенно круг исследователей расширялся по всей стране, и сегодня работа, которая была проделана в 90­е годы, дала свой результат: наш научный коллектив весьма заметен на всероссийском уровне. Мы выполняем немало экспертных работ, о нас знают и по выступлениям на научных конференциях…

О том, какие задачи сегодня выполняет кафедра, рассказывает нынешняя ее заведующая – доктор философских наук, профессор Светлана Юрьевна ИВАНОВА:

­ Мы институционализировали нашу работу: были заключены договоры с ведущими академическими центрами, в том числе ­ с институтом социологии РАН, и на базе университета была создана лаборатория этноконфликтологии центра конфликтологии института социологии РАН. Очень важно, что коллектив кафедры – это по крупному счету единомышленники. Мы воспринимаем себя как семью, а не просто как трудовой коллектив. Учитывая актуальность всей научной проблематики, на сотрудниках кафедры лежит очень большая нагрузка, да и ответственность…

Мы активно развиваем и новые направления: к примеру, создана лаборатория элитологии, лаборатория гендерной социологии и социологии семьи, экспериментальные площадки по формированию гражданской идентичности в поликультурном регионе. Эта достаточно развитая инфраструктура и обусловила тот факт, что Ставропольский госуниверситет был выбран как основная площадка для формирования подразделения Академии наук на юге России: с 2005 года здесь работает отдел социально­политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. Сегодня он уже насчитывает пять лабораторий – три из них находятся в Ставрополе, а две других – в Краснодаре и Элисте, есть сотрудники в Черкесске и Назрани. Наш отдел стал первым в Ставропольском крае подразделением РАН социально­гуманитарного направления. Сейчас его сотрудники выполняют часть учебной работы по кафедре социальной философии и этнологии, и наша научная продукция активно вводится в учебный процесс, что приводит его к новому качеству. На кафедре подготовлены десятки кандидатов наук, многие из них работают здесь же, а некоторые трудятся в органах власти, в общественных организациях, в других учебных и научных структурах, и мы получаем только хорошие отзывы об их преподавательской и научной деятельности.

Кстати сказать, кафедра располагает достаточным научным потенциалом: здесь работают четыре профессора: В. А. Авксентьев,
С. Ю. Иванова, В. И. Каширин, О. С. Новикова.
С 1960­х гг. функционирует аспирантура по философским и политическим специальностям, а с 2000­го – докторантура. Сегодня здесь обучаются три докторанта и 22 аспиранта.

Кафедра социальной философии и этнологии начинала работать на пике кризисного развития России. Сегодня в стране ситуация изменилась. Как это влияет на учебный процесс? Вот что говорит профессор В. А. Авксентьев:

­ Мы начинаем переход к компетентностной модели получения специалиста. А для этого важно научить студента оперировать знаниями. Нам предстоит расширить круг читаемых дисциплин ­ с учетом того, что впервые в перечень приоритетных направлений развития науки и техники РФ, утверждаемых президентом, включено одно направление социально­гуманитарного профиля – «Безопасность и противодействие терроризму». До этого такими приоритетными направлениями считались только естественно­научные. Поэтому сейчас мы перестраиваем учебный процесс на кафедре именно в этом русле ­ разрабатывается около 10 новых курсов, которые требуют критически пересмотреть то, с чем мы работали ранее. Значит, мы и сами должны учиться.

Лариса РАКИТЯНСКАЯ,
кандидат

философских наук.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов