Выставка Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой: искусство, способное творить чудеса

Ольга Метёлкина

На границе лета и осени, когда отпускной сезон закончился, так трудно найти вдохновение, чтобы приняться «с новыми силами за старое». Вот за ним-то мы и отправились на выставку мастеров декоративно-прикладного искусства Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой «СО-ЦВЕТ-ИЕ» в галерею «Паршин».

Евгения Васильева и Ольга Черничкина на фоне «Донской станицы».
Евгения Васильева и Ольга Черничкина на фоне «Донской станицы».

Мама и дочь – во многом такие разные и одновременно близкие художницы, они достигли высочайшего мастерства в различных техниках лоскутного шитья. Член Союза дизайнеров России Ольга Васильевна Черничкина в профессиональном прошлом – инженер-проектировщик. Эта специальность, как бы не казалась далекой от искусства, помогает ей в творчестве. В начале 90-х по воле счастливого стечения обстоятельств Ольга Васильевна попала в Суздаль, где по приглашению российской стороны американские мастера, работающие в технике «пэчворк», давали свои мастер-классы. Учеба пошла впрок ставропольской «ученице». Ольга Черничкина быстро освоила американскую технологию, поняла, как можно ее усовершенствовать, и с воодушевлением взялась за дело.

Панно «Бахчисарайский фонтан» Евгении Васильевой.
Панно «Бахчисарайский фонтан» Евгении Васильевой.

Сегодня почитатели ее творчества есть не только в Ставрополе и на Юге России. Произведения, созданные Ольгой Васильевной, разлетаются по всему миру, лучше всякой рекламы, рассказывая о ставропольской художнице. Можно только поражаться, с каким мастерством они исполнены. Но еще больше удивляешься, когда узнаешь, что практически все строчки сделаны на швейной машине с ручным приводом. Ольга Васильевна признается, что именно так можно добиться в лоскутном шитье необходимой точности. А скрупулезность, с которой создаются многоцветные и разнофактурные панно, у Ольги Васильевны, пожалуй, в крови. На выставке «СО-ЦВЕТ-ИЕ» можно увидеть их совместную с Евгенией работу «Город креста», в которой использовано 117 видов ткани. А при рассмотрении на расстоянии панно напоминает снимок города с космического спутника. Из масштабных произведений последнего времени в экспозиции представлен диптих Ольги Черничкиной «Донская станица» и «Архангельская слобода». Удивительное сочетание сочных, ярких тонов.

Евгения Васильева. «Шкура неубитого медведя».
Евгения Васильева. «Шкура неубитого медведя».

Евгения Васильева – член Союза художников России, выпускница Ставропольского краевого художественного училища и Ставропольского педагогического института. Она уже более десяти лет преподает СКХУ. Работы Евгении привлекают не только своим самобытным стилем, особой эстетикой, в них, кроме того, часто проявляется свойственное художнице тонкое чувство юмора. Чего только стоит «Шкура неубитого медведя», выполненная в технике лоскутного шитья. Так и хочется дописать на этикетке: «В ходе создания работы ни один медведь не пострадал»…

- Я помню Женечку еще студенткой училища, а сейчас мы вместе там работаем, - с большой теплотой сказал известный ставропольский художник Петр Охрименко, с которым мы встретились в галерее. – Эта выставка настоящий праздник – веселый, радостный, самобытный. Высокий профессионализм чувствуется в каждой работе.

В экспозиции выставки «СО-ЦВЕТ-ИЕ».
В экспозиции выставки «СО-ЦВЕТ-ИЕ».

Выставка неслучайно названа «СО-ЦВЕТ-ИЕ». Здесь ключевое понятие – цвет. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности. Считается, что цвет обладает особым воздействием на человека, он даже может корректировать функции некоторых систем организма. К примеру, исследователи установили, что оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и оказывает общее возбуждающее действие, а вот темно-синий цвет, напротив, успокаивает. Цветовая гамма работ Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой, представленных на выставке, настолько богата, разнообразна, гармонично подобрана, что зрители поневоле испытывают бурю позитивных эмоций, и при этом глаз радуется, а душа отдыхает.

Славянские обереговые куклы Ольги Черничкиной.
Славянские обереговые куклы Ольги Черничкиной.

Особая тема в этой палитре – славянские обереговые куклы Ольги Черничкиной. В старину они были частью жизни каждой, в особенности, крестьянской семьи. Из поколения в поколение передавались знания о том, как с их помощью защититься от болезней, ссор или дурного глаза. У каждой девицы на выданье была своя кукла, «отвечающая» за удачное замужество, а замужние женщины имели другую помощницу – оберег, служивший залогом рождения множества детей, достатка в доме, лада и благополучия в семье.

- Поначалу я боялась их делать, - признается Ольга Васильевна. - А когда начала, не смогла остановиться. Училась у очень хороших мастеров. Теперь у меня 21 вид обереговых кукол. На каждую есть аннотация, информация, как с ней работать. Говорят, что не человек выбирает куклу, а кукла человека.

Хотите, верьте, хотите - нет, но куклы Ольги Черничкиной обладают магическими свойствами (на собственном опыте убедилась). Народ у нас теперь «продвинутый», знает, что к чему, и на выставках-ярмарках не случайно именно на них обращает внимание. Ольга Васильевна знает многих, кому ее куклы помогли. На выставках-ярмарках в парках города, где она нередко бывает, подходят люди с благодарностью, рассказывают, как ее куклы работают - кто-то замуж вышел, у кого-то ребенок родился. И уж совершенно удивительный случай: у семейной пары 20 лет не было детей, муж на ярмарке буквально заставил жену купить куклу, и на следующий год на свет появилось долгожданное дитя.

Нести людям теплоту своей души, положительный настрой – наверное, главное в творчестве. Это отметил и председатель краевого отделения Союза художников России, действительный член Российской академии художеств Сергей Паршин, открывая выставку «СО-ЦВЕТ-ИЕ»:

- То, что мы видим на этих стенах, вызывает добрую улыбку. Это высокое искусство, пропитанное добротой и любовью.

Всего в экспозиции около пятидесяти работ Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой. Они выполнены в различных техниках лоскутного шитья, таких, как пэчворк, тканевая аппликация, квилтинг. На выставке представлены декоративные панно, дорожки, авторская текстильная пластика и авторская кукла.

- Современные самодостаточные художники, они подошли творчески к древнему искусству, - отметила искусствовед Ольга Бендюк. – Они не стилизаторы, не пытаются подражать. Они создают свои художественные образы, настоящее искусство: теплое, исконное, характерное для многих народов.

Ольга Черничкина и Евгения Васильева регулярно представляют свои работы на фестивалях международного, всероссийского, регионального уровней, награждены дипломами лауреатов, участвуют в выставочных проектах Союза художников РФ и Союза дизайнеров РФ, краевого Дома народного творчества.

Выставка «СО-ЦВЕТ-ИЕ» в галерее «Паршин» продлится до 9 сентября.

Фото автора.

галерея Паршин, выставка

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление