Взятки в вузах: давать или не брать?

Лариса Ракитянская

Взятки в вузах: давать или не брать?
Интервью с деканом, заведующим кафедрой, доктором экономических наук, профессором Ставропольского государственного университета, заслуженным работником высшей школы РФ Петром АКИНИНЫМ, опубликованное в «Вечернем Ставрополе» под рубрикой «Высшее образование» 14 мая, вызвало живое обсуждение на сайте «Вечерки». 
Мысль о том, что экономический кризис — это проблема нравственная, вынесенная в заголовок, повернула тему в несколько неожиданное русло: посетители сайта заговорили о взятках в вузах. 
Сегодня мы публикуем несколько наиболее характерных комментариев в надежде на то, что разговор будет продолжен уже с новым акцентом, ведь май и предстоящие летние месяцы — это самое горячее время: начинается летняя сессия, затем — поступление в вузы. Можно ли избежать взяток при сдаче экзаменов и зачетов, как бесплатно получить высшее образование? Ваш опыт может пригодиться! Ждем новых откликов на нашем сайте www.vechorka.ru!

Коррупция сильнее нас?

Некто Интересующийся в своем отклике написал: «Осталось уточнить, что... по статистике ЮНЕСКО, в России коррупция в сфере образования достигает 520 млн долларов в год. Можно только догадываться, каких специалистов готовит наша высшая школа. Кстати, на взятки судьям россияне тратят 210 млн долларов в год...».
Автору этого комментария ответила Марина: «Коррупция в системе образования зависит от экономического положения ... прослойки творческих, активных, культурных и образованных людей, которые являются двигателями каждой нации... Конечно, это не оправдывает взяточников, но на качестве образования сказывается унизительная зарплата работников системы образования. Обесценен труд учителя и ученого донельзя. Тем, кто «мелькает» за рубежом, неслыханно повезло: там их труд будет оплачен в десятикратном размере».
Неизвестный автор отвечает Марине: «Вам обидно за коллег, которые вымогают взятки у студентов? А зачем идти на преподавательскую работу, зная, какие там заработки? И молодежь с младых ногтей впитывает в себя коррупционный яд. Давайте начнем с себя, со взрослых, определим для себя критерии нравственности и безнравственности. А мы все оправдываемся, что воруем от бедности!».

Где взяток не берут?

Разговор о нравственности в сфере образования вновь продолжила Марина, которая считает, что низкая зарплата преподавателей «... и есть самая настоящая безнравственность». Она сама преподает в вузе и благодарна судьбе за то, что ее окружают творческие, активные, культурные и образованные люди, которые не теряют нравственности даже в такой унизительной ситуации.
Гость потребовал от Марины срочно открыть тайну, в каком же вузе она работает, и пообещал: «Я схожу туда как в кунсткамеру!». Об этом же попросил Марину и еще один посетитель сайта, пожелавший остаться неизвестным. Он считает, что «... всех под одну гребенку нельзя грести. Но оправдывать взяточничество низкими зарплатами, по-моему, неправильно».
Марина назвала себя: «Я старший преподаватель кафедры психологии СГПИ (ректор Людмила Леонидовна Редько). Наши студенты в большинстве своем учатся на бюджетной основе, а о вымогательстве в вузе не может быть и речи. Поэтому и качество образования в нашем вузе соответствует высоким стандартам».

Кого унижает взятка

Марина ответила и на вопрос: «А зачем идти на преподавательскую работу, зная какие там заработки?» - «Если на преподавательскую работу пойдут из-за заработков - то это уже не преподаватели. Но люди с призванием преподавателя должны цениться обществом высоко!».
Незнакомец с ней поспорил: «У нас в стране многие специальности достойно не оплачиваются, и, когда ребенку на сессию нужно отдать значительный кусок семейного бюджета, разве это не унизительно? Или вы себя считаете особой кастой? Не уважают дети берущих взятки преподавателей!».
Марина парирует: «Если вашему ребенку на сессию нужно отдать значительный кусок семейного бюджета - это унизительно для вас и вашего ребенка. И эта проблема начинается с вас и ваших детей, это ваш выбор давать деньги и растить бездарность, не стоит с больной головы перекладывать ответственность за безнравственность только на вузы. Тот, кто учится и знает предмет, всегда сдает сам. И на преподавателя, который ВЫМОГАЕТ, всегда можно найти управу!».

Бездарность или безденежье?

Откуда берутся бездарности и как диплом зависит от денег — эта тема тоже «прозвучала» в откликах. Та же (или другая?) Марина сообщила: «Сыну 21 год, после техникума решали - что дальше. Определились: в своих силах не уверен - иди работай. Созреешь - сможешь без безнравственных поступков».
А посетитель без «ника» вообще считает, что вырастить и выучить ребенка без денег не представляется возможным.
С этим соглашается еще один анонимный автор: «Насчет бездарностей вы не правы! Я не думаю, что для вас секрет, что во многих наших вузах существуют прайсы по стоимости зачетов, экзаменов, дипломов. Собирает староста денежки в группе и отдает преподу. Ну а тем, кто не раскошелился и захотел сдавать сам, потом показывают, почем куры в Кабарде. Кроме того, часто и густо свои методички преподаватели продают по фантастическим ценам. К сожалению, существует масса способов отъема денег у студентов. Но я согласна с вами, что есть и неберущие преподаватели, и, поверьте, о таких дети говорят с уважением. Зарплаты же плохие не только у людей творческих, без нетворческих не обойтись, и квалифицированный рабочий тоже достоин уважения!».
А некто Студент призвал: «Господа! Расскажите, что и почем в ваших альма-матер. На мой взгляд, самый лучший в этом смысле сельхоз. Можно учиться не за деньги, если не лодырь и не дурак. Правда, при поступлении предкам пришлось раскошелиться»...
И еще один поворот той же темы — о взятках — появился на нашем сайте от Ларисы: «Это неправда, что выпускники СГУ высоко востребованы, да ещё и в столицах! Никому выпускники провинциальных вузов сейчас не нужны, устроиться на работу можно только по блату. А уж о качестве обучения и поборах знаю не понаслышке - дочь учится в СГУ!».

«Найти управу» - себе дороже...

Вывод из этого короткого обзора видится непозитивным. Только один посетитель нашего сайта вскользь заметил, что «на преподавателя, который ВЫМОГАЕТ, всегда можно найти управу». Моя же журналистская практика, скорее, опровергает это: я часто слышу жалобы родителей на поборы в школах и детсадах, в вузах. Но не припомню случая, когда бы люди смело назвали адрес образовательного учреждения, фамилию взяточника и свою собственную. Родители оправдываются: моему ребенку еще учиться и учиться, я могу ему навредить, легче отдать деньги и забыть...
Между тем юристы определяют взяточничество как собирательный термин, который охватывает два самостоятельных состава преступлений — со стороны берущего и со стороны дающего. Взятка не может обойтись без так называемого «необходимого со-участия». Но раскрыть такое преступление можно только особыми способами, первый из которых обращение «в соответствующие органы». Это самое обращение — хлопотно, оно сулит немало неприятностей. А мы хотим без крови удалить больной орган — чьими-то чужими руками. Потому что себе — дороже...

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление