«Я поняла, что педагогика – это не профессия, а моя жизнь»

Ольга Метёлкина

Елену Николаевну Романову в Ставрополе знают очень многие. Ничего удивительного – ведь ее педагогический стаж составляет 56 лет. Если бы можно было собрать учеников Елены Николаевны всех вместе, то их численность оказалась бы вполне сопоставимой с населением небольшого города. Профессионал очень высокого класса, тонкий, чуткий педагог, умеющий вызвать отклик в душах учеников, Елена Николаевна Романова стала для многих своих воспитанников Учителем и Другом.

Елена Николаевна  Романова  с  учащимися СОШ №2   в школьном музее.
Елена Николаевна Романова с учащимися СОШ №2 в школьном музее.

Выпускница историко-филологического факультета Ставропольского педагогического института, заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного просвещения, она в течение семи лет была директором ставропольской средней школы № 4, 13 лет возглавляла СОШ № 2, три года работала заведующей отделом народного образования Ленинского района.

Педагогическая одаренность Елены Николаевны Романовой гармонично сочеталась с другим талантом. Как писал в своих воспоминаниях ее супруг – известный ставропольский поэт и журналист Игорь Степанович Романов, она стала для него «вседневной музой в творчестве, другом – во всей житейской круговерти»…

«Я поняла, что педагогика – это не профессия, а моя жизнь», – говорит Елена Николаевна. За время работы в школе в ее записных книжках накопилось много сюжетов об учениках и сложных ситуациях, в которых пришлось разбираться. Елена Николаевна собрала более 40 таких рассказов и издала сборник «Без права на ошибку» тиражом всего 50 экземпляров.

Сегодня, в День учителя, мы вместе с многочисленными учениками Елены Николаевны Романовой поздравляем ее с праздником, и предлагаем вниманию читателей «Вечернего Ставрополя» один из рассказов.

 

СХВАТКА

(фамилии учеников не изменены)

Эти два девятиклассника вовсе не были образцовыми учениками. За годы их учебы в школе случалось всякое: и пропуски уроков, и двоек хватало. Однако всегда честно признавались в проступках, давали обещания, срывались – и вновь каялись. Так приходится работать с большинством. Володя Горбатых и Славик Соколов не были исключением. Вячеслав только в 9-м классе вступил в комсомол, а когда на бюро райкома ВЛКСМ спросили, почему так поздно, ответил однозначно: «Недостоин был». Второе действующее лицо моего рассказа Володя Горбатых рос особенно трудно, и помощи ждать было неоткуда: парализованный после инсульта отец, измученная житейскими трудностями, вечно плачущая мать.

Вот эти два паренька стали настоящими героями событий, разыгравшихся на улице Пушкина в теплый июньский вечер. «Девятиклассники Соколов Вячеслав и Горбатых Владимир из средней школы № 2 задержали опасного преступника-рецидивиста, которого разыскивала милиция» – так сказано в официальной милицейской сводке.

А теперь как все произошло. Юноши зашли в телефонную будку позвонить товарищу. Настроение у ребят было отличное, разговор получился веселым, со смехом. И вдруг раздался женский крик о помощи, совсем-совсем рядом, за углом. Не сговариваясь, мальчишки выскочили из телефонной будки. «Помогите, помогите!» – сколько отчаяния было в этих словах. На газоне перед ювелирным магазином здоровенный дядя бьет двух тоненьких девушек, железной хваткой держит их за руки и грубо колотит ногами. Ранний летний вечер, на улице людно, но никто из взрослых не бросился на выручку. Стоят в стороне группками, переговариваются. Владимир и Вячеслав не раздумывали ни секунды. Вот они уже в центре драки, пьяный верзила совсем озверел. Отпустив девушек, он схватился с ребятами. «Ну, теперь вы у меня получите», – дыша перегаром, прорычал он. Он бьет мальчишек зло и жестоко, а ребята думают об одном: его надо задержать и сдать в милицию. Когда на другой день они появились в школе, как говорится, места живого не было на них.

Лица, руки – черные от синяков и ссадин. «Удержали, – довольно говорят они, с трудом двигая распухшими губами. – Еле докричались, чтобы люди милицию вызвали». Мы все ими очень гордились, провели «линейки» и всем рассказали о том, как Соколов и Горбатых задержали опасного преступника. Милиция наградила ребят часами, а потом была статья в газете и наши раздумья. Значит, прививается то доброе, что закладывают учителя в детские сердца, ведь не растерялись, не струсили, не переждали в стороне.

«Вот вам и трудные! А ведь какую смелость и ловкость они проявили!» – говорили учителя.

Понимание своего долга надо воспитывать. Это понятно каждому. Хочу рассказать о слагаемых этой работы.

Это, во-первых, большое доверие и ответственность, когда с первого класса ученики находятся в обстановке такого уклада школьной жизни. Все делать своими руками, быть настоящими хозяевами школы – уже с этого идет становление характера, воспитывается бережное отношение ко всему общественному, чувство долга...

Это, во-вторых, выносливость, смелость, умение преодолевать трудности. К этому приучаются школьники самой постановкой учебных занятий, а на уроках НВП, физической культуры – особенно.

Это, в-третьих, патриотизм, гуманизм и другие прекрасные качества, которые закладываются всей системой военно-патриотического воспитания в школе.

Многому учат экспонаты школьного музея, где есть экспозиция о наших учениках – участниках Великой Отечественной войны, о трех девятиклассницах – Нелли Белявской, Вале Плугаревой, Жене Булановой, расстрелянных немцами за подпольную работу.

Случай, о котором я рассказала, – подтверждение тому, что у школьников заложены прочные нравственные основы, мужество и чувство долга. Искусственно эти качества не привить. Немного о том, как строится эта работа в школе.

Коллектив юных зоргенцев образовался в школе еще в 1983 году. Тогда решили проводить целенаправленный сбор металлолома. В 1983 году было собрано 12 тонн металлолома, из которого был изготовлен троллейбус «Юный зоргенец». Этот троллейбус № 7 долго курсировал по улицам нашего города.

Следующие собранные 12 тонн металлолома пошли на изготовление комбайна «Юный зоргенец». Он был подарен первой в стране ученической производственной бригаде григорополисской школы №2 Новоалександровского района нашего края.

Весь 1985/86 учебный год ученики собирали металлолом на новый «Юный зоргенец». Собрали 50 тонн. Новым «зоргенцем» стал железнодорожный вагон поезда, следующего по маршруту Москва – Ставрополь – Элиста, ведь Москва – это город, откуда Рихард Зорге ушел выполнять задание Родины.

В письме из Главного пассажирского управления Министерства путей сообщения школа извещалась о том, что Северо-Кавказской железной дороге дано указание из поставки 1986 года выделить один купейный вагон с нанесением надписи «Юный зоргенец». И вот на зимних каникулах 1987 года в своем именном вагоне отправились в Москву на экскурсию те, кто был впереди в трудовых делах школы.

Тесная дружба связывала ребят со школьниками дружины имени Рихарда Зорге при Советском посольстве в Токио. В октябре 1984 года мы переслали в Японию, на могилу Зорге на кладбище Тама, алую Памятную ленту со словами: «Берегите мир зорко, как берег его Рихард Зорге!». А потом пришел ответ: подробное письмо с рассказом о возложении нашей ленты и фото об этом.

1 сентября 1984 года в школе был открыт музей, посвященный разведчику. Он стал центром интернационального воспитания учащихся. Наши юные экскурсоводы по музею стараются не только рассказывать биографию героя, но и показать, как проходило становление его личности, как он стал бойцом невидимого фронта.

Ныне в школе работает музей ее истории, где большая экспозиция посвящена подвигу Рихарда Зорге.

Это лишь часть большой работы школы по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Она приносит свои плоды, доказательство тому – поведение Володи Горбатых и Вячеслава Соколова летним вечером.

Ставрополь, День учителя, Елена Николаевна Романова

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»