Зачем Ставрополю театр оперетты?

Станислав Маслаков

Зачем Ставрополю театр оперетты?

Недавнее интервью с композитором и дирижёром Даниилом Аркадьевичем Осиновским породило целую волну откликов. В основном это были работники нашей многострадальной культуры. Люди благодарили за то, что наконец кто-то смог выразить их боль, сказать то, о чём у нас так долго молчали. Многие хотят внести свою лепту и продолжить тему. Но в этот раз мы решили дать слово не артистам, а тем, ради кого они работают.

Георгий Михайлович Заливалов – представитель всё более редкого в Ставрополе класса ценителей настоящего искусства. Сам он проработал всю жизнь инженером, а вот его сын и внук стали каждый в своё время известными петербургскими музыкантами. Георгий Михайлович – обладатель уникальной коллекции клавиров с попурри оперетт, ценитель классического искусства с более чем полувековым стажем и свидетель того, как на протяжении десятилетий тихо и незаметно вымирает ставропольская музыкальная культура.

— Определение Осиновского «культурная контрреволюция» оказалось неожиданно востребованным. Вот и вы настаиваете на такой формулировке. Так почему же контрреволюция и когда она началась?

— По меньшей мере, ещё в 1949-м, когда Ставропольский театр оперетты, отбыв на гастроли в Пятигорск, там навсегда и остался с адресным названием «Ставропольский».

— То есть Пятигорский театр оперетты называется Ставропольским не потому, что находится на территории края?

— Ещё с царских времён Ставрополь и Кавказские Минеральные Воды развивались как два культурных центра, в которых были своя филармония, театр оперетты. Ставропольский размещался в здании театра Сергея Пахалова на территории нынешнего парка «Центральный», и им очень дорожили в нашем городе. Даже во время Гражданской войны отступавшие белые оставили письмо, в котором просили большевиков не трогать театр. И он действительно успешно пережил все потрясения первой половины века. Вот только фашисты в 1943 году взорвали здание…

— И после войны его не восстановили?

— Вначале театр ютился в небольшом помещении, а потом… По существу, тогдашняя краевая власть пошла по пути наименьшего сопротивления. Им было приказано восстановить существовавший до 1936 года в Пятигорске театр оперетты, так необходимый курортной зоне. Здание, издавна построенное для пятигорской оперетты, намного вместительнее, чем то, где пришлось играть после уничтожения Пахаловского театра. Правда, ставропольские власти обещали восстановить его к 7 ноября 1948 года, но в итоге предпочли разрушить до основания, и сейчас на его месте растут деревья. Что до самой театральной труппы, то они восприняли новость на ура. Вместо тесноты и неопределённости они получили отличное здание и высокие курортные заработки.

— То есть вместо двух театров сделали один, а Ставрополь остался ни с чем. Власти не пожалели о таком решении?

— В отличие от горожан, власти оперетту не любили. Руководил в те годы краевой партийной организацией товарищ Бойцов – бывший слесарь Петроградского Красно-Путиловского завода. Будучи невеждой в области искусства, он в период борьбы с космополитизмом подвергал Ставропольский театр оперетты унизительной критике за отсутствие спектаклей, отражающих линию партии и жизнь советского народа, обвиняя театр в моральном разложении молодёжи опереттами Кальмана, Легара, Штрауса и Валентинова. Ему театр был как кость в горле. А так – и указание сверху выполнил, и с глаз долой убрал.

— Но ему на смену приходили другие люди…

— К сожалению, всех руководителей города и края издавна отвращало и отвращает искусство классической оперетты. Им оно незнакомо даже на элементарном уровне. Они любят фольклор – и то хорошо. Поэтому с давних пор берётся курс на привлечение в Ставрополь гастрольных коллективов вместо развития и сбережения собственных очагов музыкальной культуры. В начале девяностых была попытка донести до городских властей необходимость воссоздания в Ставрополе театра оперетты. В ответ мы получили «спущенную» сверху отписку о том, что в краевом центре есть театр оперетты, носящий название города – «Ставропольский». Но пока театр обслуживает нашу курортную зону, очень в нём нуждающуюся. Так адресной казуистикой была замаскирована проблема воссоздания театра оперетты в Ставрополе.

— Может, и правда так лучше? Пусть себе там играют, иногда приезжают к нам на гастроли…

— Ставрополь, только по краевому статусу, обязан иметь театр оперетты. Были же в нашем городе со 120-тысячным населением и театр оперетты, и два джаз-бэнда, три военных оркестра, оркестр неаполитанской музыки, оркестр пожарной службы, оркестр промкооперации и самодеятельные оркестры на предприятиях. Городская аура утопала не только в зелени и цветах, но и в прекраснейшей музыке. Это был город для людей, лица которых светились радостью бытия. И этого лишилось уже несколько поколений ставропольцев. Лишено и нынешнее. И это – в краевом центре при уже полумиллионном населении, в городе студенческой молодёжи!

— Вот именно – студенческой. Вы думаете, можно будет современную молодёжь, выросшую на попсе и блатняке, заставить слушать оперетту?
— Каждому возрасту полезны свои мелодии. Молодым – мелодия и ритмика джаза и оперетт, неаполитанские напевы, русские романсы. Только такая совокупность мелодий способна сформировать гармоничную личность. Руководители департамента культуры нашего города часто ссылаются то на невостребованность того или иного музыкального жанра, то на отсутствие средств. Известно издревле, что высокая культура прививается превентивно и что население никогда не требует того, что ему незнакомо.

— Значит, всё снова упирается в чиновников от культуры?

— Более чем полувековая стагнация Ставрополя создала монстров от музыкальной культуры. Перевоспитывать их бесполезно. Проще – перед утверждением чиновников на посты с пристрастием проверять их на знание основ музыкальной культуры, силы её воздействия на становление или разрушение личности, на способность отличать музыкальные поганки от произведений, одухотворяющих человека. Во главе департамента культуры должен находиться чиновник, не только отлично разобравшийся в сложившейся ситуации, но и энергичный, волевой борец, потому что культурная контрреволюция, вцепившаяся в горло артистам Ставрополя, не отступит.

— А что с опереттой-то делать?

— Для почина нужно перестать выделять дотации театру оперетты, находящемуся 64 года на Кавминводах, из краевого бюджета. Пора уже переименовать этот «Ставропольский» театр в Пятигорский с дотацией из бюджета г. Пятигорска. В конце концов, ему проще окупить себя. А освободившиеся средства направить на увеличение зарплаты чудом уцелевшим музыкантам и певцам Ставрополя. И вновь создать свой, ставропольский, театр оперетты. Этот блистательный жанр позволит культуре нашего города вновь засветиться радостью бытия.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление