Зачем учиться бизнесу?

Станислав МаслаковИгорь Шевелёв
Бизнес-игра на сооружение самой высокой конструкции из макарон. Фото ncfu.ru
Бизнес-игра на сооружение самой высокой конструкции из макарон. Фото ncfu.ru

Чрезвычайно важное событие под названием «Весенняя стартап-школа СКФО» едва заметно прошло с 3 по 5 апреля в Северо-Кавказском федеральном университете. Интенсивная образовательная программа была посвящена инструментам лёгкого и безопасного старта собственного бизнеса в современных российских экономических реалиях.

«Стартап» - по сути, это просто молодой бизнес. Термин появился и чаще используется в контексте интернет-технологий, зачастую подразумевает наличие инновационной составляющей. Но поскольку в России честный бизнес, не основанный на добыче природных ископаемых, сам по себе воспринимается как инновация, то термин может использоваться применительно ко всем сферам рынка.

История и тенденции

Привить нашим гражданам желание открыть собственное дело, а заодно и научить, как это делать, российские власти пытаются уже третье десятилетие. Идеи о том, что образование, наука и бизнес должны работать сообща, высказываются первыми лицами с завидной регулярностью. Так в 2006 году в России началась реализация комплексной программы по созданию технопарков в сфере высоких технологий. В конце нулевых при президентстве нынешнего премьер-министра Медведева был объявлен курс на инновации. В 2010 году началось создание инновационного центра «Сколково» в Москве. А на днях, 7 апреля, Владимир Путин заявил: «Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться - не страшно».

«Инновационно-технологический бизнес-центр», также известный как «Центр трансфера технологий»
«Инновационно-технологический бизнес-центр», также известный как «Центр трансфера технологий»

В Ставрополе тоже появились отголоски этого курса. Недалеко от Тифлисских ворот на повидавшем виды здании висит большая золотая табличка с надписью «Бизнес-инкубатор Ставропольского края», а по пути в аэропорт можно заметить футуристического вида здание «Инновационно-технологического бизнес-центра», также известного как «Центр трансфера технологий». Здорово, что сделали. Но нет в них жизни. Если первый по сути лишь помогает прошедшим нестрогий, судя по всему, отбор сэкономить на аренде офиса, то второе здание практически пустует.

А вот в стартап-школе СКФО жизнь чувствовалась. Почти при полном отсутствии рекламы в ней участвовало 57 команд, более сотни человек, из Ставрополя, Пятигорска, Владикавказа и Грозного, хотя по меньшей мере половина делегатов приехала из Дагестана. Что, конечно, добавляло мероприятию кавказского колорита.

Эксперт Михаил Бланк, сзади Илья Королев. Фото ncfu.ru
Эксперт Михаил Бланк, сзади Илья Королев. Фото ncfu.ru

Суть происходившего была в том, чтобы привести в порядок идею или уже работающий стартап под руководством опытных экспертов, коих было 13, и в итоге представить его строгой комиссии. Отобранные проекты затем попадают в предакселератор GenerationS от РВК (Российской венчурной компании), а самые перспективные получают рекомендацию для участия в предакселерационной программе ФРИИ (Фонда развития интернет-инициатив). В перспективе всё это может обеспечить получение инвестиций.

РВК — государственный фонд фондов, занимающийся венчурным инвестированием. Создан для построения национальной инновационной системы. Уставной капитал более 30 миллиардов рублей, который полностью принадлежит Росимуществу.

Официально организаторами выступил дагестанский бизнес-инкубатор «Пери Инновации» совместно с РВК, инновационным центром «Сколково», ФРИИ и отделом инновационного развития Управления стратегического развития СКФУ. А если простыми словами, то ребята из Дагестана приехали и всё организовали на базе СКФУ. Также приехали действительно толковые бизнес эксперты. Кто-то как представитель венчурного фонда, кто-то представлял другие бизнес-инкубаторы, но практически все они были создателями уже функционирующего успешного бизнеса. Последнее и делало всё живым.

Бизнес-инкубатор «Пери Инновации» более известен как Plug&Play Dagestan. Ранее являлся представителем крупного американского бизнес-акселератора Plug&Play, а с марта 2015 года стал действовать под отдельным брендом.

Эксперты

Эксперт от ФРИИ Илья Королев. Фото ncfu.ru
Эксперт от ФРИИ Илья Королев. Фото ncfu.ru

После первой же экспертной сессии с участием представителя ФРИИ Ильи Королёва количество представляемых участниками проектов уменьшилось. Хотя им был задан всего лишь один простой вопрос: "Кто твой клиент?" Ведь можно придумать сколь угодно хитрую технологию, но если она не решает проблемы людей, то её никто не купит.

ФРИИ (Фонд Развития Интернет-Инициатив) — российский инвестиционный фонд, работающий с технологическими компаниями на ранних этапах развития. Известен эффективными программами акселерации. Управляет шестью миллиардами рублей. По данным исследования Dow Jones стал самым активным посевным фондом в Европе в 2014 году.

Эксперт Сергей Богданов, о подготовке презентаций. Фото skfo.ru
Эксперт Сергей Богданов, о подготовке презентаций. Фото skfo.ru

Руководитель «Startupsamara» Сергей Богданов кратко пересказывал книгу Гая Кавасаки, призывая делать презентации чёткими и интересными, и учил пользоваться калькулятором, то есть подтверждать свои слова цифрами. На том же настаивал и директор «Пери Инновации» Михаил Бланк, только применительно к рынку. Игорь Карпов и Вячеслав Федосеев - успешные бизнес-партнёры из Воронежа. Они рассказывали о способах монетизации, создании бренда и многом другом. Сергей Митрофанов из «Pulsar Venture» призывал думать о публике, к которой вы обращаетесь. Айнур Абдулнасыров – основатель образовательной платформы LinguaLeo рассказывал о том, как собрать команду и как выстроить в ней отношения.

Да, у большинства экспертов не было времени рассказать подробно. Так что речь шла о простых практичных вещах, можно сказать об обязательных знаниях для любого предпринимателя. Но именно это и было нужно. К тому же, можно было подойти лично и спросить совет для конкретного проекта. В конце первого дня Игорь Карпов и Вячеслав Федосеев так и заявили всей собравшейся аудитории: «Мы приехали, чтобы наносить пользу и причинять радость. Поэтому подходите и спрашивайте, мы здесь именно для того».

Эксперты Игорь Карпов и Вячеслав Федосеев. Фото skfo.ru
Эксперты Игорь Карпов и Вячеслав Федосеев. Фото skfo.ru

К слову, в числе экспертов были и представители крупных корпораций. У них, как правило, было больше времени, а вот сказать им было особо нечего. Эти «белые воротнички» - наверняка на хорошем счету в своих компаниях, но их выступления сводились к отчётам о мечтах и коммерческих успехах своего работодателя.

Проекты

Участники Школы представили множество проектов, разных как по тематике, тик и по степени проработанности. Некоторые команды работают над своими детищами не первый год. К примеру, существующий уже 8 лет проект бесплатной операционной системы с открытым кодом ReactOS. Это по сути Windows XP, только написанная с нуля и распространяющаяся бесплатно. Систему уже можно скачивать и устанавливать на компьютер. Правда, её коммерческий потенциал до сих пор неясен.

Другие проекты пока существуют на стадии голой идеи. Например, ресторан HighTech, предлагающий заменить официантов на беспилотных дронов, разработку которых ещё необходимо осуществить.

Были и совсем экзотические предложения - к примеру, электронный молельный коврик.

Эксперт Михаил Бланк. Фото skfo.ru
Эксперт Михаил Бланк. Фото skfo.ru

«Особо хочу отметить два проекта, представляющие наибольший коммерческий потенциал. Сервис portretme.ru, создающий авторские портреты из фотографий. А также технологию производства гофрированного шприца, удешевляющую его себестоимость, расходы на логистику и увеличивающую объем переработки шприцов», - прокомментировал предложенные заявки Руководитель «Пери Инновации» Михаил Бланк.

Несмотря на то, что по итогам Школы отбор в предакселератор GenerationS прошло 24 проекта, а 3 были рекомендованы в предакселератор ФРИИ, общий уровень команд оказался относительно невысоким. Но это отражает общее положение дел в нашем регионе.

Участники финального питча. Фото с сайта GenerationS
Участники финального питча. Фото с сайта GenerationS

А пока…

Выйдите на улицу и посмотрите вокруг. Какой бизнес мы видим? Купи, продай и наварись – чуть ли не единственный распространённый у нас тип предпринимательства. А безвкусная реклама и скверный сервис дают понять, что бизнесмены не применяют тех самых основ, о которых шла речь на прошедшей Школе. Такой бизнес основан не на решении проблем людей, а исключительно на собственном желании заработать. И это видно даже невооружённым глазом. И давайте не забывать, что в Ставрополе дела идут относительно неплохо, в большинстве российских городов всё гораздо хуже.

Так или иначе, кризис даёт о себе знать. Во многих местах, где раньше были офисы или магазинчики, сейчас висят объявления об аренде или продаже. Это значит, что бизнеса в городе становится всё меньше. А следовательно, меньше рабочих мест. Уровень доходов падает, люди стараются экономить.

Но во всём этом есть и позитивная сторона. В трудных условиях выживает лишь грамотный бизнес – тот, который решает наши с вами проблемы, а не создаёт их. Это своеобразный естественный отбор.

Консорциум Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) в январе 2015 года опубликовал результаты исследования, где изучались планы людей открыть своё дело в течение ближайших трёх лет. В Бразилии показатели достигли 27,2%, в США 12,4%, в Великобритании 7,2%, в Германии 6,8%. Вторые снизу - японцы с 4%. Россия на почётном последнем месте с 2,6%.

Так почему же люди не готовы сами обеспечивать себя работой? Можно было бы подумать, что виной тому тяжёлые отпечатки прошлого. Ведь если на западе перспектива создания собственного бизнеса уже давно ассоциируется со свободой, успешностью и пользой для общества, то в России фарцовщики, кооператоры-спекулянты, «малиновые пиджаки» и олигархи оставили в сознании лишь стойкие негативные впечатления. Однако по данным ВЦИОМ общее отношение россиян к предпринимательству в целом позитивное и улучшается из года в год. Но хорошо относиться – это одно, а делать самим – совершенно другое. Так что, видимо, дело не в историческом наследии, а скорее в латентной позиции в настоящем.

Россияне мечтают не о собственном бизнесе, а о высоких, но не высших, креслах в госкорпорациях, где и денег много, и отвечать, если что, будет кто-то другой. Но ведь статистика может стать совершенно другой, если у человека будет информация о том, как открыть своё дело, если будут реальные инструменты поддержки его начинаний, и если он будет видеть живые примеры людей, которые уже смогли. Ведь живой опыт всегда сильнее теорий.

стартап, СКФУ, венчур, бизнес, фонд

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Экономика»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов