Зачем учиться?

Зачем учиться?

21 год назад я стал советским школьником. Мне было жарко в неудобном поначалу тёмно-синем костюме с алюминиевыми пуговицами, руки устали держать исполинский букет из выращенных бабушкой пионов - специально под этот случай. Уже тогда меня не трогали пафосные слова про волшебную страну знаний и самый главный праздник. Было жаль расставаться с периодом своей жизни, который мой кузен называл «вечным воскресеньем». Но всё это меркло по сравнению со жгучим интересом: впереди у меня была совершенно новая и, несомненно, прекрасная жизнь. Пьянящий запах свежей краски, маленькие салатного цвета стулья из фанеры, загадочный портал в крыло старшей школы, первая учительница с огненно-рыжими волосами…

Разумеется, как и почти любой ребёнок, я разлюбил школу. Проблема была не в самом получении знаний. Вообще тяга к ним – это свойство любого нормального человека в течение всей его жизни. Несколько лет на решение подростковых комплексов простительны, а вот полная потеря интереса ко всему неизведанному означает, что пациент, скорее, мёртв, чем жив.
Так вот, причина разочарования в учебном процессе кроется не в отсутствии желания учиться, а в сути самого процесса. Нет, я вовсе не собираюсь спорить с глубоко больной, но пока ещё несокрушимой, несмотря на все старания Фурсенко, системой отечественного образования. В своё время она была великолепна. Мне повезло учиться по советским учебникам и программам у хороших педагогов. Правда, программы не соответствовали реалиям смутного времени, учебники описывали какую-то иную, издевательски-прекрасную действительность, а учителя были вынуждены помимо основной деятельности заниматься ещё и собственным выживанием. И почти никто из них не мог объяснить нам, зачем вообще надо учиться. Так искренне, чтобы можно было поверить. Разве чтобы уехать куда-нибудь, где эти знания могут пригодиться.
Сейчас ситуация немного иная. Учительские зарплаты стали чуть повыше, школы понемногу ремонтируют, а иногда даже строят, учебники деградировали достаточно, чтобы приблизиться по своему содержанию к окружающей действительности. Ну а что творится с программами, все мы знаем не понаслышке. Вернее, слухи, один страшнее другого, как раз возникают, но именно потому, что ничего хорошего «оттуда» мы не ждём. Другими стали учителя – ведь молодое их поколение – это как раз мои ровесники, потерявшие Родину и не получившие ничего внятного взамен. Судя по толпам пьяной школоты 1 сентября (правда, в этот раз, тьфу-тьфу, их было меньше, чем год назад) и количеству милиции на праздничных линейках, школьники сейчас тоже несколько иные.
Но самое главное не изменилось – до сих пор никто не может доходчиво объяснить, как и зачем надо учиться. У представителей власти, рисующихся на линейках по случаю Дня знаний, выходит неубедительно: первоклашке понятно, что этой самой власти, впрочем, как и богатства, в России добиваются не умные и воспитанные, а те, кто готов грызть глотки и шагать по головам. Пришедшие в образование представители разного рода церквей предлагают верить в красивые древние истории, строить прекрасное средневековье и вообще разучиться думать и развиваться. Ни родители, ни учителя по-прежнему не могут определиться в своей жизни, не то что зажечь прекрасными идеями циничное подрастающее поколение.
Даже последняя шкурная версия «учись, чтобы свалить отсюда» перестала работать. Не нужны уже развитому миру русские специалисты. Ибо и по качеству подготовки они далеко не те, что лет 20 назад, и по трудолюбию проигрывают индийцам с китайцами, и по способности к интеграции в современное общество недалеко ушли от каких-нибудь арабов. А самое главное – нигде в мире не нужен народ, который не способен организовать нормальную жизнь на своей земле. Тем более когда этой земли (пока ещё) так много. Нынешний русский эмигрант должен осознавать: и тут и там он – человек второго сорта. Но здесь у него есть хотя бы какая-то возможность изменить положение дел.
Так зачем идти в школу или университет, если всё так плохо? Как раз для того, чтобы изменить положение дел.
21 год спустя я снова отметил 1 сентября как личный праздник. Правда, теперь осознанно. Пошёл на второе высшее. Можно, конечно, поступать не столь радикально – благо, в интернете есть всё для того, чтобы получить образование не хуже гарвардского. Было бы желание. Главное, перестать ждать от тех, кто не может или не хочет донести до нас то, как и зачем нам учиться? Пора решить это самим.
Станислав МАСЛАКОВ.



Последние новости

Все новости

Объявление