Запомните: массажеры, трусы, БАДы… не лечат!

Лариса Денежная

 

Запомните: массажеры, трусы, БАДы… не лечат!

Количество жалоб в краевую службу Роспотребнадзора от обманутых граждан, купивших дистанционным способом всевозможные «лечебные» средства, превысило критическую массу. На прошлой неделе федеральный надзорный орган собрал на совещание представителей заинтересованных структур — краевого минздрава и УВД, федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, общественных организаций по защите прав потребителей и инвалидов, чтобы решить, как бороться с этим злом.

 

Пострадавшие — в основном пожилые люди, тяжело больные. Измученные болезнями и страдающие от недостатка внимания как со стороны близких, так и официальной медицины, они легко попадают в сети всяких «докторов» и «профессоров», впаривающих ненужные и зачастую бесполезные приборы, белье, биологически активные добавки к пище.

Можно только удивляться доверчивости граждан. Если БАДы хотя бы внешне похожи на лекарства и упакованы в привычные картонные коробочки, а массажеры — отдаленно на медицинские приборы, но как можно поверить в силу «лечебных» трусов — непонятно. Тем не менее, по сообщению Роспотребнадзора, семь жителей края «вляпались» в «чудодейственное» белье. А всего пострадавших от «телефонных» продавцов — десятки.

О технологии обмана мы неоднократно писали в «Уголке потребителя», не будем повторяться. После безуспешных попыток вернуть свои деньги за бесполезный товар люди обращались за помощью в различные структуры, но получить их обратно смогли единицы. Усилиями Роспотребнадзора с большим трудом удалось отвоевать кровные рубли лишь пяти граждан, купивших БАДы. Сумма немалая — 94,5 тысячи рублей на всех. Основная проблема, как было озвучено, — отсутствие информации о продавце и его адресе, в связи с этим — невозможность проведения проверки и привлечения к ответственности нарушителей. А их действия «тянут» на статью не только административную, но и уголовную, поскольку имеют явные признаки мошенничества. «Телефонные разводилы» умудрялись выманить у граждан и дополнительные суммы в качестве «налога» за якобы причитающуюся им компенсацию за ранее приобретенные товары. Жалобы граждан на «безадресных» продавцов направлялись в ГУВД, антимонопольную службу по Ставропольскому краю, краевую прокуратуру.

То, что «лечебное» белье, медицинские приборы, биодобавки не принесли лечебного эффекта — еще, как говорится, полбеды. Заместитель министра здравоохранения края Ольга Дроздецкая привела в пример случаи, когда потерянное на неэффективное лечение время обернулось для людей серьезным расстройством здоровья. Одну женщину, например, после приема «Биоматика» сковало так, что она не могла самостоятельно одеться.

В минздрав поступали жалобы и на ставропольских «коммивояжеров». Наряду с московскими неизвестными фирмами, ведущими «телефонную» торговлю, обработку пенсионеров ведут «ходоки», которые собирают пожилых людей во дворах домов на «беседы о здоровье» с традиционным финалом — распродажей чудо-приборов от всех напастей, начиная от мужского бесплодия и заканчивая заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Ольга Дроздецкая отметила: ни в один стандарт лечения тех или иных заболеваний применение БАДов не входит. С разъяснениями подобного рода специалисты ведомства выступали неоднократно. Предупреждал граждан и Роспотребнадзор: биологически активные добавки к пище не являются лекарствами, а их продажа должна идти только в аптеках и специализированных отделах торговых предприятий. Увы, эта информация доходит не до всех. Как рассказала представитель Ставропольского отделения Всероссийского общества инвалидов Алла Калинина, особенно много обманутых среди больных, прикованных к постели. Они не выходят из дома, а потому рады любому к себе вниманию, чем пользуются недобросовестные продавцы. Откуда последние узнают телефоны и адреса пожилых? Этот вопрос А. Калининой остался без ответа.

Начальник отдела защиты прав потребителей краевой службы Роспотребнадзора Александр Коломейцев не преминул заметить: рекламы БАДов много, но почему-то молчат наши врачи. Они могли выступить и с антирекламой. Однако некоторые люди в белых халатах, наоборот, «назначают» эти добавки, о чем свидетельствуют жалобы в минздрав края. Ольга Дроздецкая сообщила: по таким фактам можно звонить на «горячую линию» ведомства - 26-78-74.

Отдельно зашел разговор о всевозможных выставках-продажах. Заезжие фирмы дают рекламу в СМИ, в течение дня продают «чудо-средства» и убывают восвояси. Куда – неизвестно. И найти организаторов этих акций невозможно. В связи с чем прозвучал упрек в адрес СМИ: мол, размещая рекламу БАДов, они не обращают внимания на отсутствие сведений о продавце – его наименовании, адресе (месте нахождения).

У многих возникает вопрос и к антимонопольной службе: дескать, куда она смотрит. Представитель управления ФАС по Ставропольскому краю Инна Никитина разъяснила: закон не запрещает рекламу БАДов. В рамках полномочий ведомство борется с недобросовестными распространителями информации, вводящей потребителей в заблуждение. Сейчас у «антимонопольщиков» в работе около десятка обращений от граждан. И. Никитина назвала главную проблему, из-за которой не могут наказать нарушителей, — рекламодатели находятся за пределами нашего края, как правило, в московском регионе. А на запросы в правоохранительные структуры приходят ответы: по указанному в договоре адресу… не находится. Инна Одиссеевна посетовала также на то, что специалистам ведомства приходится по полтора года отстаивать свою позицию в судах. А за это время рекламный «лохотрон» продолжает работать.

Председатель краевого Союза защиты прав потребителей и налогоплательщиков Дмитрий Логвин рассказал: буквально на днях обратилась с жалобой женщина, пострадавшая от ставропольских «коммивояжеров». Ее уговорили купить чудо-массажер, презентацию которого устроили… прямо во дворе, собрав здесь пожилых людей. Фирма, адрес которой оставили продавцы, рядом с краевой больницей, находится все время на замке.

Участники совещания договорились о взаимодействии. Если проблема будет решаться отдельно по ведомствам, как прозвучало, ее не решить. Особо уповали на содействие правоохранительных органов и средств массовой информации.

P. S. Буквально вчера в отдел защиты прав потребителей городской администрации обратился пожилой мужчина, купивший массажный аппарат у коммивояжеров, устроивших рекламную продажу этих товаров во дворе домов по пр. К. Маркса. Приглашали поквартирно, именно пенсионеров. Пятерых пожилых людей «раскрутили» на эти бесполезные для них приборы стоимостью 6800 рублей каждый.

 

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Как посмотришь на ответы этих должностных лиц, ну и впрямь бедные и слабые. И то они не могут, и то они не в силах. Давайте товарищи врачи "...делайте антирекламу..." Можно подумать у врачей имеются на это деньги. Нет господа хорошие, это вам государство и налогоплательщики платят деньги и не малые. Так принимайте меры! Могу дать совет. Для федеральных контролирующих органов он абсолютно ничего не стоит, в деньгах разумеется. Так как в настоящее время реклама и связанное с ним мошенничество по БАД валом валит в сеть интернет, первое - ЗАКРОЙТЕ интернет рекламу БАД, рекламу и сайты продаж в интернет-магазинах, интернет-аптеках, сетевые и МЛМ-компании так как все они применяют дистанционные методы продаж. Это запрещено САНПИом. Нарушается закон «О рекламе» - сплошь и рядом БАД лечат, БАДам приписывают лечебные свойства. Сообщество интернет-провайдеров, хостеров давно ждет команды "фас" от ФАС, Роспотребнадзора, МЗ и др. Опубликуйте массово раз и навсегда в официальных СМИ правила продаж БАД. В настоящее время потребитель ничего этого не знает. Правила продажи БАД очень строгие. Главное потребитель, зная их, не попадется на удочку махинаторов. Уверен, наполовину проблема будет решена. Но пока этого не делано, значит это кому-то нужно.
1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов