Защита детей — государственное дело

Лариса Ракитянская

В Ставропольском крае проживает 563 тысячи детей, более 100 тысяч из них воспитываются в многодетных семьях, 202 тысячи детей получают социальные пособия и другие меры поддержки, 8 441 ребенок лишен родительского попечения и находится под надзором.

Светлана Адаменко
Светлана Адаменко

Для защиты прав и законных интересов детей в 2009 году в крае была введена должность Уполномоченного по правам ребёнка. А с 1 января прошлого года вступил в силу Закон СК «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ставропольском крае». Теперь эта должность внесена в реестр государственных должностей нашего края. Прошло почти полтора года с этого момента. Можно ли сегодня сказать, что власть и общество укрепили общие позиции в области защиты прав детства?

Эти и другие вопросы журналист «Вечерки» задает сегодня Уполномоченному при губернаторе Ставропольского края по правам ребенка Светлане Адаменко.

Чтобы «чувствовать» закон...

- Светлана Викторовна, ваша работа тяжела эмоциями. Какие дела вас «держат» особенно, как самой достается умение «чувствовать» закон, как научить других этому?

- Какие дела «держат», не отпускают? Их немало. Главное - понимать, что каждую ситуацию надо рассматривать с позиции проблемы ребенка, семьи. Приведу некоторые примеры. У меня на контроле долгое время находилась ситуация в семье гражданки А., жительницы Кировского района. С 2011 года ее несовершеннолетние дети по заявлению матери находились на воспитании в государственных учреждениях. Не имея своего жилья, постоянного места работы и регистрации, гражданка А. тем не менее просила вернуть детей. Однако органами опеки и попечительства по причине того, что гражданка А. в трудной жизненной ситуации не сможет их содержать, давались отказы. Неоднократно она обращалась в различные инстанции с жалобой на то, что ей не отдают детей. Гражданке А. разъяснялись (в том числе в письменной и устной форме) причины того, почему ей не могут отдать детей, но конкретной помощи со стороны органов местного самоуправления она не получала. В 2015 году судом А. была ограничена в родительских правах, и дети были помещены в детский дом. Сама гражданка А. после этого переехала в Ставрополь, чтобы быть поближе к детям, с которыми не теряла связь. Мы оказали ей помощь в трудоустройстве, женщина сняла в аренду комнату в общежитии и обратилась в органы опеки по месту жительства с просьбой оказать ей содействие в подготовке документов в суд для отмены ограничения в родительских правах и возвращении детей. Органы опеки вновь отказали гражданке А., мотивируя это тем, что у нее отсутствовали достаточные денежные средства на содержание детей, жилье, регистрация по месту жительства. Конечно, эти доводы в некоторой степени оправдывали решение органов опеки, в то же время гражданке А., на мой взгляд, не было предложено нужной помощи в решении ее проблем, не учтено было и то, что она не отказывалась от детей и буквально «билась» за них. Мною было проведено заседание оперативной рабочей группы с участием представителей органов местного самоуправления, опеки и попечительства, министерств с целью принятия коллегиального решения по восстановлению в правах матери и возврата ей детей из детского дома. В итоге было принято решение поддержать маму в суде, оказать содействие в подготовке необходимых документов, в дальнейшем - разработать план межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семьи. Судом принято решение в интересах матери и детей. Сейчас дети проживают с матерью, посещают школу в Ставрополе, получают социальные меры поддержки.

- И все же есть немало случаев, когда родители сами не хотят восстанавливаться в правах, продолжают вести асоциальный образ жизни, не работают, злоупотребляют спиртными напитками...

- Да, к сожалению! Так, в Георгиевском районе в ст. Незлобной из семьи Б. был изъят ребёнок в возрасте 2,5 года, который на тот момент находился в доме один с пьяной матерью. Ребёнок был раздет, продукты питания отсутствовали, мальчик был грязным. Сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних, которые проводили рейд по семьям, находящимся в социально опасном положении, был составлен акт о наличии угрозы жизни и здоровью ребёнка и, в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса, ребёнок был изъят и помещен в инфекционное отделение больницы. У мальчика была высокая температура, врачи обнаружили заболевание. При дальнейшем обследовании мальчика в его моче был обнаружен алкоголь. Решением суда по ходатайству органов опеки и попечительства гражданка Б. была лишена родительских прав, ребёнок после больницы был направлен в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Я взяла ситуацию на контроль.

Выяснилось, что горе-мать долгое время находилась в поле зрения субъектов профилактики семейного неблагополучия, неоднократно привлекалась к административным наказаниям за злоупотребление спиртными напитками, бродяжничество, уклонение от родительских обязанностей по уходу за малолетним ребёнком. Много раз она предупреждалась специалистами по опеке и попечительству о том, что за уклонение от родительских обязанностей есть ответственность. Также ей предлагалась помощь в лечении от алкоголизма и в трудоустройстве. Но гражданка Б. на путь исправления не желала становиться. В настоящее время ребёнок воспитывается в замещающей семье. Гражданка Б. решение суда не обжаловала и, к сожалению, в органы опеки и попечительства по вопросу восстановления в родительских правах так и не обратилась, продолжая вести асоциальный образ жизни.

Уполномоченный не подменяет государство

- Светлана Викторовна, на уровне Российской Федерации в последнее время принят целый ряд стратегических документов в области обеспечения прав детей. А в нашем крае?

- В Ставропольском крае принято около 100 нормативных документов, в которых определены приоритеты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержки многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, доступности дошкольного образования, летнего отдыха и оздоровления, развития системы дополнительного образования детей, доступности жилья, создания безопасной среды для развития и обучения детей. Могу ответственно утверждать, что предпринимаемые органами власти всех уровней, депутатским корпусом, министерствами и ведомствами меры позволили в целом снизить остроту большинства «детских» проблем. Например, в крае за счёт увеличения рождаемости начали улучшаться общие демографические показатели. Близка к окончательному решению проблема доступности дошкольных организаций. Решаются вопросы социальной поддержки многодетных семей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вводятся в строй новые объекты «детской» инфраструктуры, снижается подростковая преступность и количество преступлений в отношении несовершеннолетних.

- В этих больших результатах не очень-то и видна роль Уполномоченного...

- Не скажите! Я думаю, институт Уполномоченного давно и по праву стал важным звеном сложившейся системы государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав ребёнка. Заняв свою нишу в этой системе, Уполномоченный не подменяет государственные органы, а действует в тесном контакте с ними. Иначе некоторые вопросы просто не решить! Мы строим свою работу на принципах партнерских и деловых отношений. И положительные результаты в соблюдении прав и законных интересов детей в Ставропольском крае достигнуты. Они имеют динамику на дальнейшее развитие. Поэтому я благодарю губернатора Ставропольского края В. Владимирова, председателя Думы Ставропольского края Ю. Белого, депутатов, руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за поддержку и сотрудничество в сфере защиты прав и законных интересов детей Ставрополья.

Завершилась наша беседа на еще одной позитивной ноте. С. В. Адаменко предложила всем читателям «Вечерки»:

- Не стесняйтесь, звоните мне лично, если возникают какие-то вопросы. И называла телефоны: (8652) 35-74-76, 35-74-40, факс: (8652) 35-74-34.

В штате у Уполномоченного нет секретарей и чиновников — она сама всегда трубку берет. Да и по электронной почте можно обратиться: E-mail: asv@mintrud.stavkray.ru и на Web-сайт: http://stavropol.rfdeti.ru. А принимает Светлана Викторовна по личным вопросам еженедельно - по четвергам - с 14.00 до 18.00, по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 206а, каб. 309, 310.

Адаменко, дети, сироты

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление