Защите прав пациентов — новые подходы

Лариса Денежная

Защите прав пациентов — новые подходы

Как часто приходится слышать претензии в адрес сегодняшней медицины: врачи беззастенчиво берут деньги за операцию, бесплатных талонов на обследование не дождешься, в больницу ложатся со своими лекарствами... Эти все упреки в большей части справедливы. Но вопросы «доколе?» и «кто за это ответит?» часто повисают в воздухе. Между тем наш корреспондент стал свидетелем обсуждения того, чтобы бесплатная, доступная и качественная медицинская помощь не была лишь декларацией, и как сделать защиту прав пациентов более действенной.

Об этом шла речь на координационном совете по организации защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), созданного при правительстве Ставропольского края.
Это было первое заседание новой структуры. Председательствующий — исполнительный директор Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования  Анатолий Лавриненко заострил внимание членов совета и приглашенных на нескольких моментах. Ранее аналогичный координирующий орган работал при СКФОМС. Сейчас, с переходом его «под крышу» правительства, статус  совета повысится. Потому как новые задачи, стоящие перед здравоохранением и системой обязательного медстрахования, требуют координации другого уровня.

Медицину ждут перемены

А. Лавриненко напомнил, что 2011 год станет годом перемен для отечественной медицины.  Правительство России, как заявил его глава Владимир Путин, объявило одной из ключевых задач своей деятельности  модернизацию и развитие сферы, в том числе и системы ОМС. Именно для ее решения страховые взносы в систему ОМС повышаются с 3,1 до 5,1%. Эти «дополнительные» два процента будут аккумулироваться Федеральным ФОМСом. Средства пойдут на финансирование региональных программ модернизации здравоохранения - на ремонт и оснащение оборудованием медицинских учреждений, информатизацию, финансовое обеспечение стандартов медицинской помощи. В сферу дополнительно  планируется направить  огромную сумму денег — 460 млрд рублей.
Одновременно должен быть принят закон «Об обязательном медицинском страховании»,  который закрепит равный доступ к медицинской помощи для всех граждан Российской Федерации, где бы они ни проживали. Станет возможным выбор гражданином ЛПУ и страховой медицинской организации, а оплата медицинской помощи будет осуществляться только по факту её оказания конкретному пациенту.
Упомянутый закон определяет и новый подход к системе защиты прав застрахованных, обеспечению доступности и контроля качества медицинской помощи. Это значит, что возрастают требования к  самим страховым медицинским организациям, контроль за деятельностью которых будет усилен со стороны территориальных фондов ОМС.  Если граждане будут недовольны, как ОМС защищают их права, к организациям могут применять и штрафные санкции.

О жалобах и управленческих решениях

Об итогах работы по защите прав застрахованных в первом полугодии 2010 года доложила заместитель исполнительного директора СКФОМС Татьяна Булгакова. Оснований для недовольства медициной, как прозвучало, у наших граждан немало. По количеству жалоб  наш край побил среднероссийские показатели,  в этом рейтинге в первом квартале нынешнего года занял пятую позицию среди регионов страны. Причины  жалоб связаны с недостатками в организации медицинской помощи, недостаточной оснащенностью диагностическим и лечебным оборудованием, дефицитом медицинских кадров, особенно узких специалистов. По-прежнему много жалоб (20%) на поборы денежных средств за медицинскую помощь. В связи с чем назрел вопрос о разграничении платных и бесплатных  медицинских услуг.
Однако, как показали результаты проведенного фондом и страховыми компаниями анкетирования, в нынешнем году  количество пациентов, удовлетворенных качеством оказанной медицинской помощи (таковых – более 70 процентов), значительно больше, чем  в 2009-м.
Для фонда ОМС и страховых компаний опросы пациентов не заканчиваются бумажной статистикой и наказанием медицинских учреждений. Выявление «слабых мест»  - основание для принятия управленческих решений, причем по каждому проверенному медучреждению. В большинстве из них, как рассказала Татьяна Булгакова, уже проведены или начаты мероприятия, направленные на решение выявленных проблем. Во многих поликлиниках пересмотрен график работы регистратуры в сторону увеличения времени ее работы, увеличен штат медрегистраторов, расширены возможности предварительной записи.
Например, прорабатывается вопрос самозаписи пациентов на прием к врачу через интернет-сайты или терминалы.
В этом году специалисты СКФОМС и медицинской страховой компании «ЭМЭСК» проверили работу двух центральных районных больниц Ипатовского и Апанасенковского районов. Поводом для проверки стали именно результаты анкетирования жителей. Специалистов СКФОМС насторожил тот факт, что количество недовольных работой  Ипатовской ЦРБ увеличилось  более чем на треть по сравнению с прошлым годом. Причины - длительное ожидание в регистратуре  и  на прием к врачу, на лабораторные и диагностические исследования. Половина опрошенных указали, что платили деньги за  обследования. Приобретение лекарств на личные средства во время лечения в стационаре  здесь  практиковалось чуть ли не повсеместно. Таких случаев в хирургическом отделении – 80% от общего числа проанализированных историй болезни, в терапевтическом –78, в гинекологическом – 91,7%.  При том, что в ЦРБ был выявлен большой остаток лекарств с истекающим сроком годности, а также большой ассортимент препаратов однотипного действия.
Если бы в медучреждении не устранили выявленные недостатки, его руководителю пришлось  бы держать ответ перед членами координационного совета.

Чем больше денег,  тем крупнее сито?
А как справляется с работой участковая служба поликлиник и амбулаторий, деятельность которых государство объявило приоритетной в рамках нацпроекта «Здоровье» и куда «вкачало» немалые средства? За пять лет дополнительно в наш край  поступило более  305 млн рублей.
Стимулирующая надбавка к зарплате -10 тысяч рублей врачам и 5 тысяч  медсестрам за дополнительный объем работы – вначале дала желаемый эффект. Пошел приток кадров в участковую службы,  особенно в 2008 году. Но начиная с  2009-го и особенно в 2010 году, как отметила заместитель начальника отдела реализации национальных проектов СКФОМС Лариса Укроженко, численность медицинских работников, прежде всего врачей,  заметно снизилась. В некоторых медицинских учреждениях дефицит специалистов первичного звена сегодня составляет от 30 до 60%. Что особенно печально, средний возраст участковых значительно превышает 45 лет.  
 - Мы изучили вопрос, как руководители амбулаторно-поликлинических учреждений Ставропольского края используют механизм  дифференцированного подхода к начислению стимулирующих  выплат за дополнительный объем работы, - говорит Л. Укроженко. -  Ведь именно введение критериев  оценки эффективности работы  врачей и медсестер должно было усилить мотивацию труда конкретного работника, повысить заинтересованность в конечном результате своего труда,  а также и   качество оказания медицинской помощи. Но механизм этот не заработал.
Стимулирующие выплаты начислялись врачам и медсестрам независимо от результатов их работы. Чего тогда стараться?  Только в двух медучреждениях (в Апанасенковской ЦРБ и Шпаковской ЦРБ)  в 2010 году за выявленные недостатки в работе были приостановлены выплаты нескольким медицинским работникам. Зато, как прозвучало в докладе, были зарегистрированы случаи онкологических заболеваний, выявленные в запущенных стадиях.
Раз вложенные инвестиции не дали ожидаемых результатов, резюмировал А.Лавриненко, нужно изменить ситуацию. И, в первую очередь, «включить» механизм стимулирования главного врача. Нет результатов – значит, не за что его стимулировать. Мало того, нужно привлекать руководителя медучреждения к ответственности за  неэффективное расходование средств.
- Наш край в ближайшие два года получит дополнительно к бюджетным деньгам порядка 6-7 млрд рублей  на улучшение качества медицинской помощи. А у нас получается парадокс: чем больше денег, тем крупнее сито. Мы должны принять все меры, чтобы деньги не растворялись, - заключил А. Лавриненко.
Члены координационного совета были единодушны во мнении: на следующее заседание пригласить с отчетом руководителей медучреждений, в которых нарушаются права граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов