Затерянные во времени

Елена Павлова
Время скоротечно. И не только для человека — крохе, песчинке, пылинке во Вселенной, существующей миллиарды миллиардов лет и по сравнению с которой человечество не прожило еще и нескольких минут ее Вечности. Время неумолимо. И к человеку, и к творениям рук его. Сколько великолепных городов, дворцов, замков, статуй и памятников воздвиг человек: себе, героям битв и античным богам, — казалось бы, ни время, ни природа, ни тем более человек над ними не подвластны. Ан нет! Пролетели годы-тысячелетия, и от былых величий государств, крепостей и замков остались лишь развалины, да и то не всех. Иные канули в Лету, оставив о себе только легенды и сказания. От других не осталось и этого. Но не могло же быть за всю историю человечества, пусть даже и не большую, по космическим меркам, ограниченным числом великолепных созданий, занесённых во всемирную сокровищницу творений рук человеческих, известных как семь чудес света! Несомненно, их было гораздо больше, но именно эти творения человечество признало чудом, и с этим трудно поспорить, если задуматься, как, каким способом и с применением какой техники и технологий возведены эти мировые шедевры. Неизвестно, кто построил (около 600 г. до н. э.) висячие сады Семирамиды, но они считаются самым удивительным из семи чудес света. Архитекторы жаркого, лишенного зелени Вавилона расположили деревья на террасах дворца Навуходоносора, который очень любил свою жену и хотел, чтобы зеленые насаждения напоминали ей родную цветущую Мидию. Сады были четырехъярусными, своды их опирались на мощные колонны. Платформы ярусов были сложены из каменных плит, покрытых защитным слоем камыша, смолы, листами свинца и земли, слой которой был достаточно толстым, чтобы в нем могли расти деревья и кустарники. Ярусы поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами. Выполняя волю царя, на севере закупались семена и саженцы редких трав, кустов, деревьев, название которых даже слыхом не слыхивали в пыльном государстве. Чего не сделаешь ради любимой женщины! Чтобы сохранить эту красоту, зеленой короной возвышавшуюся над стенами Вавилона, сотни рабов круглые сутки качали воду из Ефрата, поливая траву, деревья, кустарники, цветы… Вавилон сгинул, а вместе с ним и царский дворец с его висячими чудесными садами. Возникновение еще одного чудесного создания — Галикарнасского мавзолея история приписывает другой неземной любви, на этот раз царицы Артемисии к своему мужу царю Мавсолу, к сожалению супруги, умершего, и в честь которого она приказала построить мавзолей. Построили, да такой, что простоял он почти 2 тысячи лет и вошел в семерку чудес света. Усыпальница царя была построена в виде огромного квадратного здания, первый этаж которого был собственно погребальной камерой площадью 5 тысяч квадратных метров, а в высоту достигал 20 метров. В отличие от висячих садов, история сохранила имена античных архитекторов, построивших мавзолей. Это Сатирий и Пифий, которые, создавая свой шедевр, украсили верх первого этажа усыпальницы фризом «Амазономахия» работы великого Скопаса, изобразившего битву эллинов с амазонками. Второй этаж мавзолея предназначался для хранения жертвоприношений, а в качестве крыши была сооружена пирамида с мраморной квадригой, которая представляла собой колесницу с четвёркой лошадей и огромными статуями самих венценосных супругов. Ещё вокруг усыпальницы было множество статуй львов, лошадей, всадников. Как уже было сказано, мавзолей простоял почти две тысячи лет. А затем его разобрали, чтобы построить более необходимый по тому времени объект — военные укрепления. Так, признанное всем миром чудо света, служившее защитой для давно ушедших из жизни, стало защитником живым. В середине XIX века остатки шедевра нашли в Турции, где была построена крепость Будрун. Английские учёные узнали в плитах, из которых были возведены стены, укрепления, части знаменитого фриза «Амазономахия». Бесценную находку выломали из стен крепости и перевезли в Англию, в Британский музей, где она находится и поныне. Но если величественное сооружение мавзолея все же смогло простоять две тысячи лет, то не менее величественный храм Артемиды Эфесской — всего сто лет. Великолепное жилище для покровительницы Эфеса богини Артемиды строили, как сказали бы сейчас, всем миром. Плиний, описывая храм, заметил, что его окружают 127 колонн, по числу государств, участвовавших в строительстве. Даже известный своей патологической скупостью царь Лидии Крез внёс щедрое пожертвование. Архитектор Херсифрон, чей проект был признан лучшим, решил строить храм на болоте. Это было весьма смелое решение, ведь в случае неудачи зодчего запросто могли утопить в том же болоте. Но смелый строитель придумал вырыть котлован и заполнить его смесью древесного угля и шерсти, этакой толстой подушкой. К сожалению, архитектор не увидел творения рук своих, он умер, а храм достроили уже без него только в 450 году до н. э. По отзывам источников, храм представлял собой миниатюрную модель Вселенной. Храм Артемиды, признанный одним из семи чудес света, сжег печально известный Герострат, надумавши таким образом добыть себе бессмертие и славу. Позже здание отстроили заново, даже больше оригинала, но сходство было утрачено навсегда и первоначального вида ему вернуть так и не удалось. Григорий Варлавин. Окончание следует.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление