Завтра - День работников торговли

Лариса Денежная
Завтра - День работников торговли
На здании ООО «Универсам-1» сейчас красуется вывеска: «30 лет с вами». В этом году магазин отмечает свой тридцатилетний юбилей. За все эти годы он не только не поменял своего названия, но и сохранил верность своим традициям. Он по-прежнему первый, и не только по порядковому номеру, оставшемуся с советских времен . «Универсам-1» - неоднократный победитель городских и краевых конкурсов среди предприятий сферы. А вывеска «30 лет с вами» в полной мере относится и к магазину. Потому что вместе с ним все эти годы оставались покупатели. Их смогли удержать даже в самые трудные времена.

Ассортимент - любой ценой

Свою историю «Универсам-1» начал в 1975 году. Это был первый не только в городе, но и крае магазин самообслуживания с внушительной торговой площадью - более восьмисот квадратных метров. Образцово-показательный и в своем роде экспериментальный, поскольку раньше опыта организации торговли по принципу самообслуживания в крае не было. А потому поддержание товарного изобилия было делом чести горпищеторга, занимавшегося тогда и централизованной поставкой продуктов для магазинов, входивших в объединение. Сюда ехали отовсюду.

Но последующая коммерциализация торговли, когда обеспечение товаров легло на плечи самих магазинов, и ажиотажная популярность среди покупателей для универсама обернулась бумерангом. Как теперь-то заполнить прилавки, холодильные витрины, чтобы не обнажилась такая огромная торговая площадь? И где вообще взять деньги, когда нет оборотных средств?

Самообслуживание «свернули» до ста квадратных метров, то есть секции. Здесь в основном продавались продукты повседневного спроса. Остальные отделы стали работать через прилавок. «Ассортимент - любой ценой» - такой принцип поставили во главу угла. Доходило до того, что печенье закупали по нескольку пачек, но разных видов. Все выставлялось на прилавки - склад пустовал.

За ассортимент тогда заплатили высокую цену - в прямом и переносном смыслах этого слова. Пришлось в банке взять кредит под 125 (!) процентов. Ведь тогда поставщики требовали только стопроцентную предоплату. Ради чего такой риск? Думали о покупателях, для которых универсам был маленьким островком относительного благополучного изобилия товаров. А еще, чтобы не исчез с торговой дислокации города магазин, открытие которого вывело сферу на новый этап развития.

Коллектив (кстати, сидевший на мизерной зарплате) тогда радовался малейшим успехам. Что, например, поставщики сделали послабления - теперь уже под пятидесятипроцентную предоплату, увидев, что предприятие на плаву. Что смогли открыть в универсаме кафе (пусть примитивное - сюда стащили все имеющие «свободные» столы, заодно решили проблему пустующих площадей и поимели источник дополнительного дохода). Для этого пришлось поломать немало копьев, доказывая в различных инстанциях право на его существование. Главным возражением было одно: мол, не положено на базе магазина открывать подобное учреждение с розливом спиртных напитков. Все же убедили высоких начальников. Это было первое в городе кафе под крышей магазина.

Все эти проблемы пришлось «разруливать» Надежде Константиновне Песоцкой, которую коллектив универсама избрал своим директором. Кстати, на этом посту она уже 15 лет. «Надежда Константиновна вытащила магазин из «пустоты» - так говорят о ней коллеги. «Вытащить» - значит, мчаться в ночь к поставщикам, чтобы утром первыми загрузить товар, - а иначе его не добыть. Мотаться по районам края, колхозам и совхозам, пищекомбинатам для заключения договоров. Просить, умолять, убеждать...l

Незыблемый принцип

«Первый должен быть во всем первый», - это кредо магазина. Предприятие ему следовало всегда. «Универсам -1» первый завез в город кока-колу, как только стали ее выпускать в нашем крае. Именно в этом магазине стали продавать живую рыбу – золотистых карпов и сазанов. Как вспоминают работники, первый аквариум – на 50 литров, купили на дому. Раньше других здесь стали торговать замороженными пельменями и варениками на развес.

«Универсам-1» - обладатель многого первого в городе, а иногда и единственного. Вы, например, видели где-нибудь подобную зеркальную витрину «ломаной» конфигурации (смотри фото на 1-й стр.), дающей эффект изобилия фруктов? Или необычные новогодние «гирлянды» из многочисленных сеток с апельсинами, свисающих с потолка? Да, создавать покупателям праздничное настроение и удивлять здесь умеют. В канун 2005 года при входе в магазин людей встречали… живые символы – бойкий петух с курочкой, правда, в клетке. На Масленицу покупателей угощали горячими блинами – их жарили на электропечке прямо на улице.

«Изюминка» универсама – ассорти из фруктов в больших плетеных корзинах, предлагаемых для продажи в канун праздников. Такую «упаковку» делают для магазина по спецзаказу в одном из частных цехов. Перед Новым годом в качестве подарков и десерта к столу «витаминные» корзины уходят сотнями.

А знаете, в чем кроется секрет превосходного вкуса запеченной в сыре свинины или куриных крылышек, других изделий собственного производства, продающихся в секции кулинарии? Этот искусный «повар» - немецкая печь «Rational», гордость магазина. В ней на шести уровнях одновременно запекаются разнородные продукты – свинина, рыба, грибы и пр., причем их запах не смешивается. Оборудование для запекания цыплят табака в магазин привезли в начале этого года прямо с выставки – Н.Песоцкая упросила продать демонстрационный образец. Такой руководитель, энергичный, деловой, фонтанирующий различными идеями, уговорит любого.

В магазине я увидела и вывески с необычными названиями отделов – «Колбасыр», «Золотые россыпи», «Все для вечеринки» и пр. Во всем здесь чувствуется творческий подход и умелая направляющая рука. А еще – командный дух.

Когда в городе стали открываться супермаркеты, конечно же, работники магазина переживали: не устремятся ли туда покупатели? Движимые интересом к новому, люди пошли туда и… вернулись. Потому что «Универсам-1» не уступает другим крупным продуктовым магазинам по ассортименту товаров. Но главное все-таки кроется в другом. В «Универсаме-1» чувствуют себя одинаково покупатели с любым достатком. Я была поражена, увидев в секции самообслуживания расфасованные… четвертинки хлеба. «Магазин для всех» - это тоже незыблемый принцип «Универсама-1».

Как-то одна фирма проводила здесь выставку (таковые в магазине устраиваются регулярно) своих изделий. Покупатели, привыкшие к тому, что закончится она дегустацией, ждали финала. Но тут случилось непредвиденное. «Это не наш покупатель», - заявил руководитель фирмы, мол, дегустации не будет. Но она состоялась. Проводив «фирмачей», магазин устроил щедрое угощенье для покупателей за свой счет.

В магазине не практикуют дисконтных карт, всевозможных розыгрышей призов для избранных. Каждый может стать их участником.

Праздник –

для всех

«Универсам-1» сейчас готовится к празднованию своего юбилея . В магазине торопятся завершить реконструкцию, установку нового торгового оборудования. Как и 30 лет назад, здесь возродят самообслуживание в первоначальном объеме. Правда, сохранятся и традиционные прилавки – для общения с покупателями, по их же просьбе. Появятся и новые отделы. Пока это – сюрприз. А потом пригласят всех покупателей на праздник под названием «30 лет с вами»…

«Универсам-1» выжил в рыночной «мясорубке». Смог поднять предприятие без «пришлых» капиталов. Не пустили работники магазина «квартирантов», когда другие предпочли сдавать площади в аренду, чтобы выжить. Финансовую помощь универсам получил только от местных властей – городских и краевых. Правительство края, например, предоставило магазину льготный инвестиционный кредит – под шесть процентов. Это знак особого доверия и признания заслуг предприятия. А работники магазина считают, что выжили только благодаря преданности покупателей, и очень просили поблагодарить через газету всех, кто был с предприятием все эти годы.

Лариса ДЕНЕЖНАЯ.

Фото

Александра ПЛОТНИКОВА.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов