Заявление на проверку качества? Закон не предусматривает

Лариса Денежная

Какая может быть причина для отказа в приеме бракованного нового сотового телефона, которым потребитель даже не пользовался, у продавцов магазина? Причем житель Ставрополя пытался вернуть товар в отведенный для этого законом срок. Вряд ли угадаете. Специалисты  отдела защиты прав потребителей краевой службы Роспотребнадзора, к которым обратился с жалобой потребитель, столкнулись с такой ситуацией впервые. Впрочем, все по порядку.

Сергей Ч. купил в одном из магазинов Ставрополя мобильный телефон. Но так и не успел им попользоваться. Обнаружив дома, что телефон с браком (неплотное прилегание экрана к корпусу в верхнем углу, при надавливании — щелчки и люфт экрана), решил сдать товар в магазин. В претензии  в адрес торгового предприятия Ч. потребовал  заменить аппарат на аналогичный, а при отсутствии такового  - расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ему уплаченную за товар сумму в течение 10 дней. В противном случае, как предупреждал потребитель, магазин будет обязан выплатить ему неустойку в размере 1 процента за каждый день просрочки выполнения его требований.  В случае проведения экспертизы заявил о своем участии в ней и просил сообщить ему об этом.  Однако ни претензию, ни телефон продавцы не приняли. Почему? Ч. отказался подписывать  готовый бланк заявления о проведении проверки качества телефона.

У потребителя была своя правда. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении в товаре недостатка  в течение пятнадцати дней со дня продажи покупатель имеет право на возврат  денег или обмен товара на  аналогичный, чем гражданин  и хотел воспользоваться.  К тому же Ч. выполнил в соответствии с упомянутым законом необходимую процедуру — оформил письменную претензию, заявив о своих требованиях,  принес для возврата бракованный аппарат.  Продавцы, в свою очередь, должны были принять телефон и провести проверку качества, чтобы убедиться в наличии недостатка.  Закон обязывает  магазин это сделать. А значит, зачем писать для этого заявление?  Однако свою часть обязательств продавцы не выполнили.

Читайте также: Оператор связи вправе повысить тариф.Но должен об этом предупредить.

Через несколько дней Ч. повторил попытку возврата  товара, но уже в присутствии свидетелей и  с видеофиксацией своего общения с продавцами. Ситуация повторилась. В результате потребитель оставил на прилавке претензию, на которой свидетели расписались в том, что представители торгового предприятия отказались ее принять в законном порядке. А вскоре  Ч. обратился за защитой своих прав в краевую службу Роспотребнадзора. К заявлению приложил и видеоматериал.

Чтобы прояснить ситуацию, специалисты Роспотребнадзора направили соответствующий запрос  в торговую организацию. Ответ не заставил себя долго ждать. Представители магазина пояснили: мол, заявление от потребителя необходимо для того, чтобы удостоверить факт передачи телефона или другого оборудования на проверку качества.  Однако Ч., как следует из протокола его обращения в Роспотребнадзор, был готов заполнить документ, подтверждающий сам  факт принятия у него некачественного товара. Нет, его принуждали подписать именно заявление на проверку качества. В результате отказ Ч. визировать этот документ стал препятствием в  удовлетворении требований покупателя. А как эта ситуация выглядит с точки зрения права?

- Ни в одном законодательном акте не оговариваются порядок, правила проведения проверки качества.  Закон РФ «О защите прав потребителя» не прописывает  обязанность потребителя  подписывать заявление на проведение проверки качества. Фактом, подтверждающим принятие товара продавцом как материальной ценности, может являться любой документ без обязанностей со стороны покупателя, сдающего некачественный товар. Продавцы могли принять телефон, например, по акту с указанием состояния телефона и даты его приема. Работники торгового предприятия, таким образом, допустили два нарушения: заставили покупателя подписывать документ, не установленный законодательством, и не удовлетворили требования потребителя в 10-дневный срок, - прокомментировали ситуацию специалисты краевой службы Роспотребнадзора.

Работники ведомства оформили на торговое предприятие протокол об административном правонарушении. Но, как знать, в каком еще магазине покупатели столкнутся с подобной ситуацией. Такая практика, когда потребителям подсовывают на подпись разного рода шаблонные заявления «внутреннего» порядка с условиями явно не в пользу граждан, увы, сегодня распространена. Поэтому читайте, что визируете.  А если какие-то положения идут вразрез с законом или вы с ними не согласны, смело вычеркивайте, редактируйте.  Отстаивайте свою позицию. И помните: вы всегда можете проконсультироваться у специалистов по защите прав потребителей.

права потребителя, уголок потребителя, качество, Роспотребнадзор

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление