Здоровый город — это не результат, а процесс

Алина Смирнова

На прошлой неделе в Ставрополе прошла международная научно-практическая конференция «Здоровые города. Здоровая городская среда и дизайн». По итогам ее организаторы (администрация города) и гости из других регионов России, а также Англии и Финляндии поделились своими впечатлениями с журналистами.  
Все были солидарны в том, что конференция была интересной для всех. Она была в классическом смысле научно-практической. В первый день — множество интересных докладов, идей, наработок, озвученных в пленарном и секционных заседаниях. А во второй — экскурсия по городу именно на те объекты и к тем людям, которые эти идеи воплощают в жизнь. Гости воочию убедились, что Ставрополь в международном проекте выглядит вполне достойно. Гостям понравился энтузиазм людей, которые занимаются в Академии здорового образа жизни Василия Скакуна, они оценили высокие технологии, которые применяются в Центре здоровья на базе школы № 20, продуманный дизайн школы № 4, где все создано для учебы, занятий спортом, досуговых мероприятий. Конечно, есть проблемы — гости обратили внимание на автомобильные пробки, которые им тоже пришлось преодолевать во время экскурсии, но они поняли, что многие заторы связаны с активно ведущимся ремонтом дорог. Впрочем, к проблемам, которые от них не скрывали, отнеслись с пониманием — тем более что при всех разностях России и Европы многие наши проблемы похожи. И все согласились с мыслью, высказанной гостьей из Финляндии Рииттой Элизабет Асанти: «Здоровый город — это процесс, а не результат». А процесс, работа на оздоровление, ведется активно.
Специалист по городскому планированию городского совета Бристоля Стивен Джон Хевит, который был очарован зеленым убранством Ставрополя и уверял, что с радостью бы приехал сюда со всей семьей, поделился тем, как в Англии решается проблема автомобильных пробок. Просто жители пересаживаются на велосипеды. Соответственно планируется и городская инфраструктура. Надо сказать, что это помогает тормозить развитие и другой проблемной тенденции, общей для большинства стран и континентов. Она удручает людей не меньше автомобильных пробок. Жизнь в режиме: дом - автомобиль — рабочий кабинет — автомобиль — дом, телевизор, диван гарантирует большинству из нас стабильное увеличение веса в среднем по 12 килограммов в десять лет. При существующих темпах развития этой тенденции через пару десятков лет ожирением будут страдать 80 процентов людей. Велосипед — хорошее противодействие набору лишнего веса, привлекающее компактностью, маневренностью и абсолютной безвредностью для экологии. В Бристоле для беспрепятственного передвижения на велосипедах  активно создают открытые озелененные территории, связывающие все районы города. В них прокладываются велосипедные дорожки. Так что жители Бристоля велосипед как альтернативу дорогим авто уже оценили. Нам еще предстоит оценить. В принципе, первые шаги уже сделаны,  как сказал глава города Николай Пальцев, летом этого года администрация закупила для школ Ставрополя 120 велосипедов. Это почин. В СКФО и ЮФО такого нет. Перспективы развития этого направления представлял в своем докладе на конференции главный врач МУЗ «Городской центр медицинской профилактики», координатор проекта «Здоровые города в городе Ставрополе» Карэн Амлаев. Проект так и называется «Вело-град». Однако понятно — даже если городские власти каждому горожанину подарят по велосипеду, всех проблем с транспортом, пробками и прочим это не решит. Нужно создавать инфраструктуру.
Мэр города уточнил, вело-град — тема локальная, а решать в первую очередь приходится глобальные — те, что связаны с законодательными брешами, длительным отсутствием планов застройки, разграничением функциональных зон на жилые и производственные. Это в свое время и привело к бессистемному предоставлению земельных участков, нарушению параметров разрешенного строительства. И в целом — к полной градостроительной вакханалии.
– Стихийные внутриквартальные парковки автотранспорта, точечная застройка, нарушение «красных линий» и уничтожение части зеленых территорий города, так называемые киосковые зоны и стихийные рынки, засилье наружной рекламы — те авгиевы конюшни, которые нужно расчистить, прежде чем прокладывать велосипедные дорожки, — отметил Николай Пальцев.

Здоровый город —  это не результат,  а процесс


Как известно, с этой целью администрацией города за последние два года были сделаны значительные шаги.
Принят генеральный план города. На подходе — правила землепользования и застройки, которые возродят принцип четкого зонирования городской территории и контроля за ее целевым использованием. Положен конец самозахвату лесных земель, которые оформляются в муниципальную собственность. Готовится муниципальная программа по развитию и благоустройству городских лесов, разбиты новые скверы.
— Понятно, что все это только первые шаги, — сказал мэр. — Формирование современной городской среды требует жесткого и неукоснительного соблюдения градостроительной дисциплины, усиления контроля за использованием земельных участков, упорядочения застройки, пресечения самовольного строительства. Именно над решением этих задач мы сосредоточим силы в ближайшее время. А локальные действия последуют вслед за этим. В том числе — по созданию пешеходных и велосипедных дорожек по всему городу.

Здоровый город —  это не результат,  а процесс

Председатель правления Балтийской региональной сети «Здоровые города» Риитта Элизабет Асанти говорила с непривычной для финнов эмоциональностью.  Она — учитель физкультуры, поэтому обращала внимание, как поставлена эта работа, общалась с детьми и преподавателями. Пришла к выводу, что на объектах, где побывала, есть очень много возможностей закалять свое здоровье и контролировать его — причем и для школьников, и для взрослых. Кстати, ставропольские идеи будут воплощены в Финляндии. Г-жа Асанти сказала, что обязательно постарается внедрить у себя на родине паспорта здоровья. Этот ставропольский опыт ей показался очень интересным. Понравилось многое.
– Бывает микроуровень, а вы смотритесь на макроуровне, — отметила гостья.
Много добрых слов сказали в адрес организаторов конференции и городских властей представители администраций Новосибирска и Махачкалы. Все очень хвалили наш «Горзеленстрой» — за скверы и клумбы, настоящие произведения искусства. А заместитель главы администрации Новоселицкого района сказала, что предложит главе тоже вступить в проект — мол, есть «Здоровые города», а у нас будут «Здоровые села». А впечатление от увиденного и услышанного на конференции и экскурсии выразила одной фразой: «Мы очень рады, что в Ставрополе думают о будущем. Для нас он тоже родной. Это центр Ставропольского края. И мы гордимся, что он у нас такой».
Фото Александра Плотникова

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
У нас с 17-года все первые шаги...а мы все в авгиевых конюшнях. Кстати, а кто "курирует" велосипедный бизнес? Сможет ли он конкурировать с "кураторами" аптечного? Кто-нибудь ответит? Или опять сайт газеты сломается?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
...кто заработал миллион :-))))))
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А что Вы хотите, Медведев сказал, что у нас молодая (если считать сколько ей лет, читай - инфантильная) демократия, по этому и первые шаги.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
"ПрохАваная" у нас какая то демократия и все ее устремления направлены на муниципальный бюджет. Вокруг подобных проектов "кружатся" реально заинтересованные люди. Сегодня деньги ушли на 120 велисов, завтра - на 1200, и т. д.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
К пробкам на проезжей части добавятся лихие велосипедисты на тротуарах (на дороге то опаснее)? Ну хорошо,... по С-З и Ю-З районам более-менее километр-другой покрутить педали можно, а вот как с Нижнего рынка, или по Мира (Ленина) снизу-вверх? По моему это противоестественно. Разве что если у человека 1 разряд и он не в костюме с галстуком. Бывают и другие биологические причины... Если бы это было целесообразно, люди давным-давно пересели бы на велосипеды. Очень похоже на PR, организуемый в интересах сети магазинов Sport Master. А, сеньор Амлаев?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Лучше быть объектом зависти, чем сострадания. Правда, Наташа? Кстати, а что это ты так к нему воспылала. Чувствуется твое желчное перо.
1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов