Зеленоглазое такси из прошлого века

Валерий Манин
Завтра мы будем отмечать День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Согласитесь, люди этих профессий играют важную роль в нашей жизни. В этой связи у меня возник вопрос: когда в нашем городе появились первые машины с черными «шашечками» на бортах?..
 
 

Представляете ситуацию: останавливаете вы такси, говорите, куда нужно добраться, а водитель заявляет: «Нет, не по пути ­ я в парк еду». Даже смешно как­то. А между тем еще не так давно (примерно лет двадцать назад) никто бы не удивился таким словам. У таксистов был жесткий график работы, который они беспрекословно соблюдали.

Три машины
на целый город

Если не брать во внимание дореволюционных извозчиков, то официально такси по заказу в Ставрополе появилось в 1961 году. Пассажиров 176­тысячного краевого центра обслуживали всего три радиофицированные машины таксопарка. Диспетчерская служба, принимавшая заказы, работала с 6 утра до 12 часов ночи. Пожалуй, в те годы труженикам города незачем было ездить по городу по ночам: рестораны закрывались еще до полуночи, а увеселительных заведений, работающих в темное время суток, и в помине не было.

Мы встретились с Александрой Константиновной Пшеничной, которая пришла работать в Центральную диспетчерскую службу таксопарка в 1968 году и хорошо помнит, каким было тогда ставропольское такси.

В ее семейном архиве хранятся фотографии, связанные с тем периодом. Наиболее показателен снимок, на котором запечатлено типичное рабочее утро таксопарка – машины, которых к началу 70­х стало более 30, проходят технический контроль и готовятся к выезду на линию. Красивые стильные автомобили ГАЗ­21 были олицетворением послевоенного благополучия советского народа. Их облик удачно гармонировал с общими тенденциями преобразования страны в целом и нашего города в частности.

­ Мы принимали по телефону до ста заказов за дежурство, ­ вспоминает Александра Константиновна. – Всего в центральной диспетчерской службе нас было двое. В городе хорошо знали номер: 5­40­19, по которому можно было вызвать такси. Потом, когда вызовов стало больше, ЦДС перешла на круглосуточный график работы.

На такси
ездили все

Ставрополец Виктор Васильевич Гончаров, будучи таксистом, в сумме проехал расстояние, равное тридцати «путешествиям» вокруг Земли. Он пришел работать в таксопарк в 1980 году из автобусного парка. Это был настоящий расцвет предприятия: на смену «Волгам» ГАЗ­21 уже пришли более современные ГАЗ­24. Ежедневно на линию выходило около 200 машин, но всё равно спрос на услуги такси только увеличивался. За дежурство водитель должен был выполнить план, который в денежном эквиваленте составлял 60 рублей.

До перестройки практически каждый житель Ставрополя мог позволить себе воспользоваться такси. Во времена студенческой молодости, засидевшись допоздна в библиотеке, я стояла на пустой остановке, тщетно дожидаясь автобуса. Тогда выручали машины с зеленым огоньком. Дорога от пединститута до Юго­Западного района обходилась дешевле одного рубля. Тогда, в 80­е годы, посадка в такси стоила 20 копеек и столько же каждый километр пути. Диспетчеры принимали по телефону до 1000 заказов в сутки. Поэтому неудивительно, что особенно в вечерние часы было очень трудно дозвониться до диспетчерской. Приезда машины приходилось ожидать, как правило, в течение часа.

Услугами такси с удовольствием пользовались не только отдельные граждане, но и государственные службы. Например, почта. Как вспоминает Виктор Васильевич Гончаров, ему нравились подобные заказы, потому что вместе с почтальонами, которые доставляли телеграммы в разные уголки Ставрополя, он изучил город вдоль и поперек, и даже коллеги нередко обращались к нему за «географической» консультацией.

А еще в советские времена существовала инструкция, согласно которой сотрудник милиции имел право остановить такси и воспользоваться им по служебной необходимости, например, для выполнения операции. В практике Виктора Васильевича были и такие случаи.

Перестройка «нажала
на тормоза»

Самым сложным периодом для таксопарка и его сотрудников, по их признанию, стали перестройка и годы, последовавшие за ней. Экономический упадок во всех сферах жизни незамедлительно сказался на платежеспособности горожан. В начале 90­х уже немногие могли позволить себе роскошь разъезжать по городу на такси. А когда происходил обмен денежных купюр, таксистам приходилось постоянно быть начеку, поскольку находились желающие заплатить банкнотами, «похожими» на новые, но меньшего достоинства, или вовсе подсовывали фальшивки.

Общий разброд и разгул криминала породили новый вид преступлений, жертвами которых становились таксисты. Преступники под дулом пистолета могли забрать у водителя дневную выручку, самого его выбросить из машины и скрыться на ней в неизвестном направлении. Бывали и более трагические происшествия.

Виктор Васильевич Гончаров рассказал об одной своей поездке, которая, к счастью, для него закончилась относительно благополучно, но навсегда отбила желание браться за междугородные заказы. На одной из ставропольских улиц такси Виктора Васильевича остановили два молодых человека, рассказали, что им надо ехать в Кисловодск, на свадьбу к другу. С собой у них был картонная коробка. «Там с водкой проблема, мы с собой везем», ­ объяснили пассажиры. Дело было в те времена, когда водка уже вышла из разряда дефицита, но её всё еще было трудно купить.

За несколько километров до Кисловодска один из парней попросил остановить машину. Водитель удивился и тут же увидел наставленный на него пистолет. «Не вздумай заявлять в милицию, ­ предупредили «пассажиры», ­ не то хуже будет». И как ни в чем не бывало направились в поселок у дороги. Когда Виктор Васильевич оправился от шока, он увидел, что парни оставили на заднем сиденье коробку. Вместо водки в ней были пустые бутылки…

Сегодня по ставропольским улицам мчатся автомоторы с названиями разных фирм. Приятно, что большинство из них знают о добрых традициях такси былых времен и не отказываются от наработанного опыта.

Что же касается ветеранов автомобильной отрасли, которые поделились с «Вечеркой» своими воспоминаниями о некоторых страницах истории ставропольского такси, то следует отметить, что Виктор Васильевич Гончаров до недавнего времени работал таксистом в службе «005», сейчас он на заслуженном отдыхе, но с баранкой не расстается. А вот Александра Константиновна и по сей день трудится диспетчером в «Пятерочке».

Накануне профессионального праздника работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства нам хотелось бы поздравить всех, кто помогает сокращать расстояния, экономить время и жить в ритме сегодняшнего дня.

Рубрика «Это было недавно, это было давно…» приглашает читателей поделиться воспоминаниями о прошлом нашего города. Рассказы о знаменательных событиях в истории Ставрополя, о встречах с выдающимися горожанами и просто описания ставропольских улиц, скверов, домов, уклада жизни, будут интересны многим коренным жителям и тем, кто стал ставропольцем недавно.

Присылайте письма со своими воспоминаниями по адресу: 355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 28/30. Редакция газеты «Вечерний Ставрополь», рубрика «Это было недавно, это было давно…».

С уважением,
ведущая рубрики
Ольга МЕТЕЛКИНА.

helga_met@vechorka.ru

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов