Зеленоглазое такси из прошлого века
Валерий МанинПредставляете ситуацию: останавливаете вы такси, говорите, куда нужно добраться, а водитель заявляет: «Нет, не по пути я в парк еду». Даже смешно както. А между тем еще не так давно (примерно лет двадцать назад) никто бы не удивился таким словам. У таксистов был жесткий график работы, который они беспрекословно соблюдали.
Три машины
на целый город
Если не брать во внимание дореволюционных извозчиков, то официально такси по заказу в Ставрополе появилось в 1961 году. Пассажиров 176тысячного краевого центра обслуживали всего три радиофицированные машины таксопарка. Диспетчерская служба, принимавшая заказы, работала с 6 утра до 12 часов ночи. Пожалуй, в те годы труженикам города незачем было ездить по городу по ночам: рестораны закрывались еще до полуночи, а увеселительных заведений, работающих в темное время суток, и в помине не было.
Мы встретились с Александрой Константиновной Пшеничной, которая пришла работать в Центральную диспетчерскую службу таксопарка в 1968 году и хорошо помнит, каким было тогда ставропольское такси.
В ее семейном архиве хранятся фотографии, связанные с тем периодом. Наиболее показателен снимок, на котором запечатлено типичное рабочее утро таксопарка – машины, которых к началу 70х стало более 30, проходят технический контроль и готовятся к выезду на линию. Красивые стильные автомобили ГАЗ21 были олицетворением послевоенного благополучия советского народа. Их облик удачно гармонировал с общими тенденциями преобразования страны в целом и нашего города в частности.
Мы принимали по телефону до ста заказов за дежурство, вспоминает Александра Константиновна. – Всего в центральной диспетчерской службе нас было двое. В городе хорошо знали номер: 54019, по которому можно было вызвать такси. Потом, когда вызовов стало больше, ЦДС перешла на круглосуточный график работы.
На такси
ездили все
Ставрополец Виктор Васильевич Гончаров, будучи таксистом, в сумме проехал расстояние, равное тридцати «путешествиям» вокруг Земли. Он пришел работать в таксопарк в 1980 году из автобусного парка. Это был настоящий расцвет предприятия: на смену «Волгам» ГАЗ21 уже пришли более современные ГАЗ24. Ежедневно на линию выходило около 200 машин, но всё равно спрос на услуги такси только увеличивался. За дежурство водитель должен был выполнить план, который в денежном эквиваленте составлял 60 рублей.
До перестройки практически каждый житель Ставрополя мог позволить себе воспользоваться такси. Во времена студенческой молодости, засидевшись допоздна в библиотеке, я стояла на пустой остановке, тщетно дожидаясь автобуса. Тогда выручали машины с зеленым огоньком. Дорога от пединститута до ЮгоЗападного района обходилась дешевле одного рубля. Тогда, в 80е годы, посадка в такси стоила 20 копеек и столько же каждый километр пути. Диспетчеры принимали по телефону до 1000 заказов в сутки. Поэтому неудивительно, что особенно в вечерние часы было очень трудно дозвониться до диспетчерской. Приезда машины приходилось ожидать, как правило, в течение часа.
Услугами такси с удовольствием пользовались не только отдельные граждане, но и государственные службы. Например, почта. Как вспоминает Виктор Васильевич Гончаров, ему нравились подобные заказы, потому что вместе с почтальонами, которые доставляли телеграммы в разные уголки Ставрополя, он изучил город вдоль и поперек, и даже коллеги нередко обращались к нему за «географической» консультацией.
А еще в советские времена существовала инструкция, согласно которой сотрудник милиции имел право остановить такси и воспользоваться им по служебной необходимости, например, для выполнения операции. В практике Виктора Васильевича были и такие случаи.
Перестройка «нажала
на тормоза»
Самым сложным периодом для таксопарка и его сотрудников, по их признанию, стали перестройка и годы, последовавшие за ней. Экономический упадок во всех сферах жизни незамедлительно сказался на платежеспособности горожан. В начале 90х уже немногие могли позволить себе роскошь разъезжать по городу на такси. А когда происходил обмен денежных купюр, таксистам приходилось постоянно быть начеку, поскольку находились желающие заплатить банкнотами, «похожими» на новые, но меньшего достоинства, или вовсе подсовывали фальшивки.
Общий разброд и разгул криминала породили новый вид преступлений, жертвами которых становились таксисты. Преступники под дулом пистолета могли забрать у водителя дневную выручку, самого его выбросить из машины и скрыться на ней в неизвестном направлении. Бывали и более трагические происшествия.
Виктор Васильевич Гончаров рассказал об одной своей поездке, которая, к счастью, для него закончилась относительно благополучно, но навсегда отбила желание браться за междугородные заказы. На одной из ставропольских улиц такси Виктора Васильевича остановили два молодых человека, рассказали, что им надо ехать в Кисловодск, на свадьбу к другу. С собой у них был картонная коробка. «Там с водкой проблема, мы с собой везем», объяснили пассажиры. Дело было в те времена, когда водка уже вышла из разряда дефицита, но её всё еще было трудно купить.
За несколько километров до Кисловодска один из парней попросил остановить машину. Водитель удивился и тут же увидел наставленный на него пистолет. «Не вздумай заявлять в милицию, предупредили «пассажиры», не то хуже будет». И как ни в чем не бывало направились в поселок у дороги. Когда Виктор Васильевич оправился от шока, он увидел, что парни оставили на заднем сиденье коробку. Вместо водки в ней были пустые бутылки…
Сегодня по ставропольским улицам мчатся автомоторы с названиями разных фирм. Приятно, что большинство из них знают о добрых традициях такси былых времен и не отказываются от наработанного опыта.
Что же касается ветеранов автомобильной отрасли, которые поделились с «Вечеркой» своими воспоминаниями о некоторых страницах истории ставропольского такси, то следует отметить, что Виктор Васильевич Гончаров до недавнего времени работал таксистом в службе «005», сейчас он на заслуженном отдыхе, но с баранкой не расстается. А вот Александра Константиновна и по сей день трудится диспетчером в «Пятерочке».
Накануне профессионального праздника работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства нам хотелось бы поздравить всех, кто помогает сокращать расстояния, экономить время и жить в ритме сегодняшнего дня.
Рубрика «Это было недавно, это было давно…» приглашает читателей поделиться воспоминаниями о прошлом нашего города. Рассказы о знаменательных событиях в истории Ставрополя, о встречах с выдающимися горожанами и просто описания ставропольских улиц, скверов, домов, уклада жизни, будут интересны многим коренным жителям и тем, кто стал ставропольцем недавно.
Присылайте письма со своими воспоминаниями по адресу: 355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 28/30. Редакция газеты «Вечерний Ставрополь», рубрика «Это было недавно, это было давно…».
С уважением,
ведущая рубрики
Ольга МЕТЕЛКИНА.