Жаркое лето 2014-го

Елена Павлова
Наш экипаж машины боевой вместе с ополченцами.
Елена ПавловаНаш экипаж машины боевой вместе с ополченцами.

…Жарким выдалось это лето. Во всех смыслах. Но если раскаленный нещадным солнцем воздух уже начинает студить приближающаяся осень, то нет никакой надежды на снижение накала военного противостояния на юго-восточном фронте Украины, точнее – Новороссии. Это видно даже отсюда. Тем более это очевидно там, в эпицентре стремительно развивающихся событий новейшей истории.

…После таких командировок труднее всего писать самый первый материал, когда стараешься разложить по полкам громадный объем информации, в том числе и той, что просто не укладывается в голове. Но я все же попробую. Это будет серия материалов.

Дорога жизни лежит через «Дикое поле»

Военный комендант города Ровеньки,  и.о. командира 1-го казачьего полка  Павел Резников.
Елена ПавловаВоенный комендант города Ровеньки, и.о. командира 1-го казачьего полка Павел Резников.

Ехали мы к украинской границе все той же проверенной командой, с которой в свое время колесили по воюющей Чечне: председатель военно-патриотического клуба «Русские витязи» Николай Жмайло, настоятель православного храма в Марухе отец Александр (Емельянов) и я. Поначалу было ощущение дежа вю. Работяга «уазик» «Витязей» так же, как и в тех давних поездках, был под крышу забит гуманитаркой, из репродуктора в салоне лились православные песни. Отличие было только в том, что никто из нас не сказал родным, куда именно едет. Моим «прикрытием» для мамы и дочери была «командировка в восточные районы края», Николай «вез своих воспитанников на Вахту памяти в Крымск», а батюшка «вывел ребятишек из детского лагеря в горы». Мы еще шутили над тем, что в одной машине мы все едем в разные стороны. Надеюсь, наши родные нас простят за эту маленькую ложь – мы просто не хотели, чтобы они волновались за нас. Ну а на вопрос, который сейчас мне лично чаще всего задают: зачем тебе это было нужно, очень емко ответил отец Александр: можно говорить с амвона любые красивые слова, но чтобы быть уверенным в них, нужно побывать там. Вот у меня было такое же чувство. Телевидение и Интернет выдают просто поток разноречивой информации, но все-таки, работая в условиях информационной войны, нельзя отказываться от возможности увидеть происходящее собственными глазами.

В отличие от нас с батюшкой, Николай Жмайло уже был в Ровеньках месяц назад. Исходя из просьб ополченцев и собиралась гуманитарная помощь. Надо сказать, что местные жители приграничного Донецка (маленького городка в Ростовской области), особенно таксисты, с ходу определяют машины, которые следуют на ту сторону. Правда, и машин с украинскими номерами там очень много. Во время запланированной остановки к нам подходили совсем незнакомые люди, приглашали зайти хотя бы умыться, попить чаю, делились тревогой – тут, на самом пороге войны, они не чувствуют себя в безопасности…

Боевые «секреты».
Елена ПавловаБоевые «секреты».

А вот за границей ее дыхание ощущается куда отчетливее – уже по практически пустым полкам в магазине. Хотя, как потом оказалось, в маленьких частных магазинчиках ассортимент еще периодически пополняется – хозяева доставляют товар из России, а вот супермаркеты в более крупных городах, завязанные на централизованном снабжении из Украины, пустеют стремительно. Усугубляет этот процесс то, что только там жители могут рассчитаться по карточкам. Обналичить средства через банкомат крайне сложно… Так что вот эту дорогу, по которой нам предстояло ехать, тут не зря называют «дорогой жизни». Стратегическую значимость этого образованного ополченцами гуманитарного коридора понимают все стороны военного конфликта. Поэтому умеющим стрелять сразу выдается оружие, на случай нежелательной встречи, меня же предупреждают: за Краснодоном будет сложный отрезок дороги: хотя бы накиньте бронежилет…

Впрочем, внешне все спокойно. Еще не начался комендантский час и на улицах достаточно многолюдно: мамы, гуляющие с детьми, бабушки с семечками на завалинках – все, как и везде. А за городской чертой: степи и курганы, точно такие же, как на Ставрополье, прокаленные солнцем и тронутые уже предосенней позолотой. Так же мирно и так же тихо. Однако сопровождающие нас от границы бойцы ополчения предельно собранны, автоматы держат наизготове. …Ополченцы очень хорошо знают цену обманчивой безмятежности тихого шепота здешних степных ковылей.
Вообще-то, эти просторы имели лихую славу еще во времена Петра Великого. Это когда обосновавшихся в Диком поле беглых людей порешили вернуть помещикам, а те не подчинились. После Булавинского восстания селеньице с названием Осиновый Ровенек сначала выселялось и выжигалось. А спустя время вновь заселялось казаками. Это край казачий, исторически относящийся к территории войска Донского. А история, как известно, развивается по спирали.

Именем Георгия Победоносца

Эту трофейную машину отремонтируют и тоже поставят на службу ополчения.
Елена ПавловаЭту трофейную машину отремонтируют и тоже поставят на службу ополчения.

Краснодон, Свердловск, Ровеньки сейчас редко звучат в российской прессе, а вот в украинской они упоминаются часто. И украинские военные аналитики называют эти города «мощным укрепрайоном сепаратистов». «Сепаратисты, террористы, боевики» – иначе защитников Донбасса там не называют.
Это действительно территория, контролируемая ополчением, на счету которого – не просто организация обороны, но и серия успешных спецопераций.
Об одной из них мне рассказал командир базирующегося в городе Ровеньки Георгиевского батальона. Зовут его Юрий.

Если использовать военную терминологию, то это был встречный бой. Однако за победу в этом бою и за то, что остались живы, комбат благодарит Бога. И правда, такого даже в кино не снимают. Ополченцы, на нескольких легковых автомобилях спешившие на помощь товарищам, удерживающим позицию у Георгиевского моста (кстати, тоже символичное совпадение), лоб в лоб столкнулись с бронеколонной отряда «Айдар» и раздолбали эту колонну, уничтожив восемь единиц бронетехники противника. При этом сами потерь не понесли. Но поначалу, рассказывает Юрий, им казалось, что это их последний бой. Они успели только выскочить из машин. Гранатометы были в багажниках, в руках – у кого автомат, у кого просто граната. Огонь противника был шквальным. И вдруг залп, и загорелась первая бронемашина.

– Это наш Кубань (позывной у бойца такой) постарался, – рассказывает Юрий. – Он вообще в этом бою классно себя проявил. Мы потом его спрашивали: ты как смог гранатомет вытащить? А он и сам не знает как, рассказывает: мол, лежу, огнем к земле прижатый, в потом голову повернул: смотрю, рядом гранатомет…
Первый же успешный выстрел привел противника в замешательство. Этого времени ополченцам хватило, чтобы занять выгодную боевую позицию и добить колонну…

Потом еще было несколько случаев, которые можно назвать чудом. Есть в батальоне ополченцы, которые и второй, и третий день рождения после войны, наверное, будут отмечать, потому что случалось, когда прилетевшие прямо под ноги гранаты противника не взрывались. Юрий считает – это имя Георгия Победоносца, которое в свое время ополченцы решили единодушно присвоить батальону, им воевать и побеждать помогает.

Теперь силы есть

Противник несет урон в живой силе и технике.
Елена ПавловаПротивник несет урон в живой силе и технике.

Военный комендант города Ровеньки Павел Резников считает, что за победу в том неравном бою спасибо стоит говорить все же людям. Их было пятнадцать против кратно превосходящих сил противника. И они победили и вернулись живыми. Да, были раненые. Но урон врагу был нанесен серьезный.

– А в настоящее время, – говорит Павел Ильич, – на базе Георгиевского батальона формируется 1-й казачий полк.

– Насколько я знаю, вы сейчас еще исполняете обязанности и командира полка….

– Да.

– Большей частью полк формируется из добровольцев?

– Только из добровольцев. Полк формируется как подразделение армии Луганской Народной Республики. И большая часть личного состава – местные жители. Луганская область – исконно казачий край. И то, что казаки из других регионов приходят на помощь своим товарищам, это нормально. И мы благодарны за любую помощь. Существенные поддержка и пополнение недавно пришли из Крыма. Из Ставрополья нам тоже постоянно поступает гуманитарная помощь. И мы благодарны и «Русским витязям», и атаманам казачьих обществ – Владимиру Квашнину, Виталию Меленяке, Борису Пронину, которые неоднократно сюда доставляли гуманитарку. Поддержка была нам крайне необходима.

– Да и у нас в «Вечернем Ставрополе» выходил материал под названием «Отступать нам некуда», где об этом рассказывал один из ваших ополченцев.

– Начинали мы с того, что на весь город было тридцать ополченцев и десять автоматов. Приходилось прибегать к минированию отдельных подступов к городу, к ряду тактических хитростей. И благодаря этому стянутая в наш район семитысячная группировка противника сюда не сунулась. Сейчас обстановка несколько изменилась. У нас большое количество трофейного оружия и техники, в том числе удалось захватить и тяжелые установки залпового огня «Смерч». Сейчас мы их «отреставрируем» и пустим в ход. А трофейные «Грады» уже сейчас плодотворно работают по позициям противника. Буквально на днях мы залповым огнем накрыли бронетанковую колонну. Теперь они по траншеям закапывают тела своих погибших.

– То есть не отправляют их родным?

– Даже не сообщают. У них «нет потерь». Хотя потери украинской армии огромны и исчисляются тысячами. Но в обеспечение мифа «потерь нет» они убитых сбрасывают в канавы, шахты, колодцы.

– Ужас какой!

– Да это за пределами понимания, как они поступают со своими погибшими! Сейчас в связи с боями, некогда, но мы обязательно все это вскроем. Под видеозапись. Чтоб не отбрехались… Вот пример. Мы село отбили, а вскоре там беда случилась – девочка утонула. Водолаз в этот пруд спустился, вылезает и говорит: «Я больше туда не пойду! Там все дно в телах солдат – сплошняком»…

– Вообще слов нет. Людей натравили друг на друга. Получается, для киевской власти и те, кто против нее, и те, кто за, – одинаково безразличное ей «пушечное мясо»…

– Но ничего – силы у нас есть, несмотря на индифферентность определенной части мужского населения города. Шахтеры у нас не шибко идут в ополчение. А вот местные казаки очень хорошо воюют. С пополнением и поддержкой, пришедшей из Крыма, думаю, мы сумеем выкинуть противника с территории республики.

(Продолжение в следующем номере.)

 

Украина, военная помощь, Гуманитарная помощь

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление